«Благословит тебя Б-г и убережет тебя; осветит Б-г лицо Свое тебе и помилует тебя» (24:25). В Мидраше эту фразу истолковали так: «Убережет тебя — от злого начала. Осветит лицо Свое тебе — через Тору». Автор книги «Брит Авот» объяснил порядок этих благословений. На первый взгляд, это удивительно: ведь Всевышний не участвует в борьбе против злого начала, оставляя ее человеку. Для того человек и создан, чтобы преодолеть злое начало. Мудрецы говорят об этом: «Все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами». А если так, как же в благословении нам обещано, что Б-г «убережет тебя от злого начала»?
Ответ находится в следующем благословении: «Осветит лицо Свое тебе — через Тору». Об этом говорится, что Святой, благословен Он, сказал сынам Израиля: «Дети Мои, Я создал злое начало, Я же создал и Тору в приправу к нему» (Кидушин 30 б). Благодаря силе Торы человек спасается от злого начала.
В книге «Разрушенные миры» рассказывается, как гаон раби Элияу Моше Шисгаль, зять гаона раби Моше Файнштейна, встретился с автором книги «Диврей Йоэль» из Сатмара. Раби Элияу Моше был воспитан в движении Мусара, и однажды высказался, что мог бы составить несколько таких же книг, как «Нода бе-Йеуда», но не в силах написать даже одну страницу такого текста, как «Месилат Ешарим».
Как известно, книга «Месилат Ешарим» основана на лестнице восхождения раби Пинхаса бен Яира. Раби Элияу Моше знал ее наизусть. Он попросил разрешения повторить ступени этой лестницы и, получив его, стал бегло произносить: «Осторожность приводит к расторопности, расторопность — к чистоте, чистота — к аскетизму…»
«Вы ошиблись», — отреагировал ребе.
Как такое возможно? Быть может, из-за спешки пропустил что-то. «У Вас есть другая версия этого текста?» — спросил раби Моше Элияу
Ребе ответил: «Версий много, но Вы повторяете текст из Месилат Ешарим и пропустили в нем самое главное — основу всего. Тора приводит к осторожности! Без Торы ничего нет».
«На что это похоже? На больного, который искал врачей, и они обследовали его болезнь и рекомендовали определенное лекарство. Но он, не зная медицины, отложил это лекарство и взял то, что ему попалось под руку. Непременно, этот больной умрет. Так же и здесь. Никто не знает болезнь злого начала и заложенную в нем силу лучше Творца, создавшего его. А Он предупредил нас, что исцеляется она Торой. Может ли кто-либо отложить ее, взять что-то другое вместо нее и остаться живым?»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.