Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждый знает, что качество молитвы складывается из поведения всех молящихся. Все, кто воздерживаются от посторонних разговоров, приносят заслуги другим и публично освящают Имя Небес.

«Шаббаты Мои соблюдайте и перед святилищем Моим трепещите» (26:2). Наши мудрецы говорят в Торат Коаним, что в этой фразе Писание предупреждает нас обо всех заповедях. Но как? Ведь фактически здесь упомянуты лишь две из них — шаббат и трепет перед святилищем. Наш учитель Рамбан написал об этом следующее: «Здесь кроется намек на то, что все заповеди включены в шаббат и святилище, и разумный поймет это».

Рамбан дал лишь намек, а рабейну Бехайе разъяснил его: «Смысл его слов в том, что шаббат и святилище — это помни и храни». Идея в том, что для заповеди шаббата характерен запрет работы, и это относится к задаче уберегать себя от греха. Тогда как заповедь, связанная с Храмом, в основном, выполняется активным действием: это принесение жертв, воскурения и зажигание свечей (меноры). Здесь заповеди совершаются действием, и нужно помнить об их выполнении. Таким образом, мы видим два типа заповедей, включающих в себя всю Тору!

Наши комментаторы обсуждали, почему две части этой фразы стоят рядом: «Шаббаты Мои соблюдайте и перед святилищем Моим трепещите». Заповедь «трепета перед Храмом» велит нам также выказывать почтение и уважение к синагогам и домам учения, которые относятся к категории «малых святилищ». Об этом написал рав Овадия Сфорно: «Перед святилищем Моим трепещите — это освященные места после разрушения Храма, то есть синагоги и дома учения, несмотря на то, что Храм разрушен. Как сказано: “И буду для них малым святилищем” (Ихезкель 11:16), а наши учителя сказали: “Это синагоги и дома учения” (Мегила 29 а)».

В связи с этим мы можем понять двойное повеление: «Шаббаты Мои соблюдайте» — приходите в синагоги на многолюдные молитвы шаббата. Но при этом вам нужно будет с большим усердием проявить трепет перед святилищем, выказывая почтение к синагогам, не прерываясь на посторонние слова во время молитв и воздерживаясь от разговоров при чтении Торы. Нужно украшать и прославлять «малое святилище», как положено и как подобает ему.

Каждый знает, что качество молитвы складывается из поведения всех молящихся. Все, кто воздерживаются от посторонних разговоров, приносят заслуги другим и публично освящают Имя Небес. Заслуги многих вменяются такому человеку, и награда его неизмерима. Уже в заслугу одного этого подобает, чтобы все его молитвы возносились с благоволением, и все его пожелания исполнялись во благо.

В этот шаббат, когда мы читаем в Торе о повелении трепетать перед святилищем, надлежит с удвоенным вниманием следить за почтением к святилищу, во врата которого мы входим ради служения Б-гу Торой и молитвой.

Раби Йеуда а-Коэн Сакли был коэном с известной родословной, из семьи потомков Цадока, о которых сказано (Ихезкель 44:15): «Коэны-левиты, сыны Цадока, которые несли стражу святилища Моего, когда отступили сыны Израиля от Меня, — они приблизятся ко Мне, чтобы служить Мне, и стоять будут предо Мной, принося Мне жертвы… Народу Моему указывать будут, где святое, а где профанное; где оскверненное, а где чистое сообщат им».

В наше время, когда Храм разрушен из-за наших грехов, коэны больше не исполняют священное служение. Но указывать людям, помогая им отличить чистое от оскверненного, они могут, как написано: «Научат законам Твоим Яакова, учению Твоему Израиля» (Дварим 33:10). И действительно, раби Йеуда стоял во главе большой ешивы в Марокко и давал свои глубокие уроки в зале синагоги.

Однажды посредине урока он увидел, как мышь набралась смелости и пробежала через весь зал. Он тотчас быстро вскочил и погнался за ней, пока не поймал. Он взял ее краем своего плаща и выбросил из святого места, к удивлению учеников ешивы.

Рав вернулся на место и прежде, чем продолжить излагать учебный материал, дал объяснение: «Мы выучили в Мишне (Мегила 29 а), что если в Храме появился гад, коэн выносит его своим опоясывающим ремнем. Но ведь синагога — это малый храм, а я — из потомков Аарона-коэна. Вот я и вынес гада своей одеждой».

Затем он продолжил урок.

Ученики были удивлены. Они точно знали, что их великому учителю известно: закон, гласящий о гаде, которого заметили в храме, относится только к мертвому гаду. Ведь живой гад не оскверняет своим присутствием. А в данной ситуации их учитель побежал вслед за живой мышью. Зачем же он так поступил?

Однако вскоре они поняли: учитель хотел преподать им урок о принципах почтения к синагоге. Он стремился укоренить в их сердцах закон, который прямым текстом постановлен в Шульхан Арухе (Орах Хаим 151:1): «В синагогах и домах учения не ведут себя легкомысленно, недопустимы смех, развлечения и посторонние беседы». Ведь это «малые святилища», и в них следует вести себя с почтением и трепетом, подобными тем, которые мы должны проявлять по отношению к Храму (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Разрешено ли мужчине по закону Торы хвалить чужую замужнюю женщину?

Вчера, отвечает Лея Солганик

Иногда мне снятся очень развратные эротические сны. И во сне я поддаюсь на провокации...

15 ноября, отвечает Ципора Харитан

Бывшая жена заставляла мужа менять ребенку подгузники и играть с ним. Он боится, что и я буду заставлять...

14 ноября, отвечает Ита Минкин