«В близких ко Мне освящусь» (10:3). Чем ближе человек к Б-гу, тем строже требования к нему и тем выше его ответственность. Поэтому и наказание для него уготовано больше, и Б-г педантичен с ним, оценивая каждую провинность даже толщиной с волосок.
Так Он поступил с сыновьями Аарона, сказав: «В близких ко Мне освящусь».
Во время общего для всех бедствия злое начало иногда вводит нас в заблуждение, заставляя думать, будто трагедия или теракт произошли вследствие поступков грешников поколения. Однако гаон раби Моше Леви («Бе-эмунатха») отмечает, что возможно и обратное: люди, несоблюдающие Тору и заповеди, не намереваются бунтовать против Творца. В большинстве своем они относятся к категории «пленных детей» — они незнакомы со своим Владыкой. И поскольку им неведомо, что существует истинная жизнь с Торой, к ним не предъявляется высоких требований. Тогда как именно от тех, кто живет по Торе, требуется гораздо больше. Ведь они находятся ближе к Всевышнему, и им известна тяжесть грехов, а также важность и обязательность исполнения заповедей.
Впрочем, если Всевышний настолько суров со Своими праведниками, — скажет человек, — я предпочитаю остаться простаком и не подвергать себя опасности, провоцируя гнев Царя царей!
Очевидно, что такая мысль происходит от неведения относительно огромной вечной награды, хранящейся в будущем мире для тех, кто восходит по ступеням Торы и святости. Там подобное недоразумение будет уже неуместно. Ведь тот, кто достигает мира истины, не проделав достаточную духовную работу соразмерно своим возможностям в мире действия, будет с горьким сердцем, полным страдания, плакать о своей потере. И там уже невозможно будет восполнить упущенное.
Те, кто находятся на высокой духовной ступени, — несут факел Творца. Всему миру они освещают путь светом Торы. Верно, что они несут большую ответственность, и к ним предъявляются высокие требования. Но, как и везде, если где-то есть большие обязанности, там есть и большие заслуги. Разве видели вы когда-нибудь человека, который отказывается изучать медицину из-за ответственности, связанной работой врача?! (Оцротейну)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.