«Вот животное, которое будете есть» (11:2). Разрешенные в пищу животные — это те, у которых раздвоено копыто, и которые «отрыгивают жвачку». Они питаются травами и обладают спокойным и мягким нравом. Хищники, поедающие других животных, нам запрещены. Если ими питаться, это породит жестокость в душе, как говорили наши учителя.
Здесь уместно провести исследование. Становятся ли животные хищными из-за своей жестокости или, напротив, от того, что охотятся на других, они становятся жестокими?
Рав Абарбанель разрешил это сомнение на основе Писания. О будущем мире сказано: «Лев, как бык, будет есть солому. Не будут творить зло и губить на всей Моей святой горе» (Ишайя 11:9). Отсюда видно, что привычки в питании укореняют нравственные качества.
Как же важно для нас соблюдать правильное питание!
В наше время благодаря генной инженерии, когда люди научились внедрять в одних животных качества других, можно теоретически создать осла с раздвоенными копытами и отрыгивающего жвачку. Но будет ли такой осел разрешен в пищу? Похоже, еще тысячу лет назад Рамбаму был задан подобный вопрос, и он написал (Морэ Невухим 3:48): «Знай, что эти признаки — раздвоенные копыта и отрыгивание жвачки у животных, плавники и чешуя у рыб — не являются причиной разрешения, а их отсутствие не является причиной запрета. Это лишь признак, по которому различается достойный вид от негодного».
Раби Хаим Паладжи в книге «Тохехат Хаим» к нашей недельной главе написал: «Пусть человек внимательно смотрит и проявляет пунктуальность, чтобы не употребить случайно в еде и питье что-нибудь запрещенное. Более того, если сам он не ест какие-то фрукты из опасений наткнуться на червей и т. п., пусть не покупает их своим детям и родным. Ведь что толку остерегаться их самому и при этом кормить ими других?
Также пусть остережется, если в доме имеются червивые продукты, не оставлять их дома. Сказано: “Не поселяй в своем шатре беззаконие” (Иов 11:14). Иначе он придет к греху, и из-за него это съедят другие, с его согласия или нет, по ошибке или намеренно. Но грех будет висеть у него на шее.
Я слышал от правдивых людей, что святой учитель, божественный каббалист раби Шалом Мизрахи Шараби однажды видел сон, где ему сказали, что у него в доме есть нечто запрещенное. Почему он не уничтожает это? Он стал искать раз за разом, что же такого запрещенного у него есть, и ничего не находил. Рав сильно печалился из-за этого. В итоге ему приснился второй сон: ему было сказано, что у него дома хранится варенье из вишни с медом, в котором завелись черви. Его нужно выбросить, чтобы не ввести в грех кого-то из домочадцев.
И пусть всегда, когда человек ест и пьет, глаза его будут зоркими и внимательными, чтобы в тарелке или стакане не оказалось никакого насекомого или блохи, особенно в летние дни. Нужно тщательно остерегаться этого, особенно по ночам, когда появляются блохи, муравьи и прочие насекомые и гады. Если человек проявляет осторожность, то и Б-г поможет ему, чтобы он не споткнулся. Приходящему очиститься помогают! (Йома 38 б)» (Майян а-Шавуа)
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»