«И когда скажут вам дети ваши: “Что это за служение у вас?”…» (Шмот 12, 26)
В Пасхальной Агаде перечисляются вопросы четырех сыновей — мудрого, нечестивого, наивного и такого, который не умеет спрашивать, — и ответы, которые надо дать каждому из них. Это очень важный принцип в воспитании: говорить с каждым отдельно.
Мы должны внимательно слушать вопрос, чтобы понять, к какой «категории» относится спрашивающий. Тогда есть возможность дать тот ответ, который подойдет его уровню и индивидуальности. Ответ, который удовлетворит одного, не подходит для другого. Это великая ответственность отца и воспитателя — знать ребенка так, чтобы дать ему правильный для него ответ.
Обратим внимание: вопросы троих сыновей — нечестивого, наивного и такого, который не умеет спрашивать, — приведены в нашей недельной главе. А вопрос мудрого сына — находим только в книге Дварим (6, 20).
Потому что в нашей главе речь идет о евреях, находящихся в Египте, прошедших «сорок девять врат» духовной нечистоты. Их основной задачей было — передать наследие и знание об Исходе этим троим. И только через сорок лет изучения Торы с Моше Рабейну, отцом всех пророков, выросло поколение мудрых. Поэтому вопрос мудрого сына — только в книге Дварим.
Известен комментарий «Ор а-Хаим» а-Кадош (к Шмот 3, 8): перед Искуплением евреи пройдут пятьдесят «врат нечистоты», опустятся на пятидесятую «ступень» — ниже, чем в Египте! Поэтому и сейчас наша главная цель — передать наследие и знание этим троим сыновьям. Такова задача поколения! Говорить с теми, кто «находится на глубине» духовной нечистоты и неведения, пока не вырастет поколение знания, у которого возникнут мудрые вопросы. И тогда сбудется предсказание пророка Йешаяу: «И все сыновья твои будут учениками Господа, и велико (будет) благополучие сынов твоих» (54, 13). Да произойдет это поскорее, в наши дни, амен! (Маайан а-Шавуа)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ