Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Эсав мешает братьям похоронить Яакова

 

«…и похоронили его в пещере поля Махпела…» (Берешит 50, 13).

Еврей проходит таможенный контроль в аэропорту, а в багаже у него — пять холодильников. Таможенник немедленно обращается к нему:

— Прошу прощения, это — что?

— Я богобоязненный еврей, — отвечает пассажир. — Мне нужен один холодильник для мясной пищи, а другой — для молочной.

— Предположим, — говорит таможенник. — А что с остальными холодильниками?

— Вы слышали о Песахе? — спрашивает еврей. — Для этого праздника мне тоже нужны два холодильника, «мясной» и «молочный».

— А что с пятым холодильником?

— Ну, из-за одного холодильника вы будете делать проблемы? — удивляется еврей…

Гмара (Сота 13а) рассказывает, какая драма разыгралась на похоронах нашего праотца Яакова в пещере Махпела.

Братья уже собирались похоронить Яакова, как вдруг путь им преградил Эсав:

— В пещере есть место только для четырех пар. Там уже покоятся Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка. Оставалось место еще для двух человек — для сыновей Ицхака — Яакова и меня. Яаков на своей части похоронил Лею, так что место есть только для меня.

Сыновья Яакова немедленно ответили, что их отец купил у Эсава место за полную стоимость, как сказано: «…в могиле, которую я выкопал (выкупил) себе…» (Берешит 50, 5; слова «карити» — «выкопал» связано со словом «мэхира» — «покупка»).

— Если так, — говорит Эсав, — покажите мне купчую!

А купчая, на беду, осталась в Египте. Легконогого Нафтали тут же послали в Египет — принести документ. А похороны Яакова задерживались.

Пока ждали Нафтали, один из внуков Яакова — Хушим, сын Дана, — понял вдруг, что это неуважение к умершему — задерживать похороны, это позор. Хушим был туг на ухо и не разобрал толком, о чем спорили с Эсавом. Он спросил, из-за чего похороны задерживаются и, когда понял, что всё из-за Эсава, стало ему больно из-за бесчестия, которому подвергается покойный. Схватил он посох и ударил Эсава в голову. Эсав умер на месте, и глаза его упали к ногам Яакова…

Раби Хаим Шмулевич, глава ешивы «Мир», удивлялся: как получилось, что из всех присутствующих только Хушим бен-Дан возмутился неуважением к умершему? Неужели двенадцать сыновей Яакова, родоначальники колен Израиля, не увидели бесчестия в том, что Яаков лежит непогребенный? А другие внуки?

Ответ рава Шмулевича предлагает нам важный инструмент в борьбе с йецером (нашим дурным началом):

Один из методов йецера — перевести человека в режим привычки и равнодушия. В силу обстоятельств мы часто втягиваемся в дела, которые противоречат нашему взгляду на мир и нашим желаниям. Когда такое состояние продолжается долго, у нас притупляется критическое восприятие и мы привыкаем к таким ситуациям, которые в хорошие времена вызвали бы у нас ужас.

Сыновья и внуки Яакова слышали, что Эсав претендует на единственное оставшееся место в пещере Махпела, они начали отвечать ему, опровергать его аргументы. Произнося каждую фразу, они думали, что вот сейчас спор закончится и они смогут похоронить отца. Но спор всё продолжался, возникали всё новые аргументы. Переговоры затягивались, а Яаков лежал непогребенный… А его сыновья и внуки уже «привыкли» к такому положению…

Только у глуховатого Хушима «слух» не притупился. Именно из-за его глухоты. Он не слышал аргументы сторон, не втягивался в переговоры. И когда он «вдруг» увидел, насколько вся ситуация недостойна, он содрогнулся и вскричал: «Пока Нафтали не вернется из Египта, моего деда будут позорить?!» Хушим не готов был мириться с таким положением ни минуты, поэтому его реакция была именно такой, как должна быть — когда бесчестят праведника.

Отсюда ясно, что с йецером нельзя вступать в переговоры, нельзя позволять ему притупить наше восприятие. Мы не должны привыкать к любому злу, не должны смиряться с ним даже на минуту. Нельзя быть равнодушными в «проблематичных» ситуациях. В таких случаях важно немедленно прекратить внутренний спор, «дав йецеру по голове».

Если тот еврей, о котором шла речь вначале, сумел «разъяснениями» притупить реакцию таможенника и провезти пять холодильников, сколько же нарушений йецер может провезти этим методом через нашу внутреннюю «границу»…

Разбитый, измученный человек пришел к Святому Магиду из Межерича и пожаловался на чуждые мысли, которые не дают ему покоя, постоянно преследуют его.

Ответил Магид:

— Поезжай к моему ученику, раби Зэеву-Вольфу.

Тот человек расспрашивал, и ему сказали, что раби Зэев-Вольф из Житомира, автор «Ор а-Меир», держит шинок в отдаленной деревне. Поехал этот человек туда на санях в лютый мороз и прибыл под утро. В шинке было темно, ворота заперты. Стучал-стучал он в запертые ворота, умолял, чтобы ему открыли, но никто не ответил, кругом царило безмолвие. Он страшно замерз. Наконец, рассвело, и только тогда ворота открылись. Раби Зэев-Вольф усадил его у очага.

— Вы что, оглохли?! — возмущался он. — Вы что, не слышали, как я стучал и кричал?

— Я слышал, — учтиво ответил праведник.

— Тогда почему не открыл?! Почему оставил меня замерзать?!

— Потому что именно для этого вас ко мне послали, — ответил раби. — Чтобы вы поняли, что человек — хозяин в своем доме. Кого он хочет впустить — впускает, а кого не хочет — оставляет на улице… (Оцротэйну)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

Боюсь, что сбудется предсказание гадалки...

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Думаю привезти жену из СНГ. Какая культурная специфика русскоговорящих евреек?

19 июля, отвечает Хана Лернер

У жены ПМС. Хочется уйти в лес и жить с медведями…

18 июля, отвечает Рав Ашер Кушнир