«Сын буйный и непокорный» (21:18). Заповедь трубить в шофар отличается от других заповедей, зависящих от голоса. В них главное — это произнесение слов, и слышащий их исполняет обязанность по принципу «Слышащий — как отвечающий» (Сукка 38 б). В случае же с трублением в шофар главное — это слышание. В благословении говорится не «трубить в шофар», а именно «слышать звук шофара». Поэтому, — пишет Рамбам, — если трубящий заткнет уши, так чтобы не слышать свое трубление, он не выполнит обязанность. Трубление — это как постройка сукки, а слышание — как пребывание в ней, что и являестя заповедью! («Тшуват Пеэр а-Дор» 51). Здесь заключен намек.
В нашей главе есть отрывок о «буйном и непокорном сыне». Речь идет о ребенке, который украл мясо и вино, обжоре и пьянице, который не слушал своих родителей, упрекающих его за это, и снова повторял свой поступок. Он наказывается со всей строгостью. Сфорно спрашивает: «Разве не следовало бы называть его “сын обжора и пьяница” — по действиям, которые он совершает?»
Этот комментатор отвечает, что какими бы тяжкими ни были поступки, они не оправдывают наказание смертью. Если человек согрешил, ошибся, сбился с пути, для него все еще есть надежда. Он услышит увещевание и вернется на добрый путь.
Когда же надежда исчезает? Когда ребенок становится «буйным и непокорным» и больше не хочет слушаться.
Элуль — это месяц самоанализа. Человек размышляет о своих действиях и убеждается в том, насколько он несовершенен (мягко говоря). Как же он предстанет перед Творцом в Рош а-Шана? С каким лицом явится перед Ним в Йом Кипур? Но нельзя отчаиваться, ведь еще остается надежда! Если только прислушаться, если не быть «буйным и непокорным», не отказываться услышать голоса рава, который увещевает и указывает путь.
Рабейну Йона перечислил двадцать шагов в процессе тшувы. Упомянув вначале, что «всякая тшува приведет к прощению» — что любой аспект и степень тшувы вызовет некоторую меру прощения грехов — он начинает объяснять эти ступени по порядку, начиная от раскаяния и прекращения греха и до самой вершины: «Отвращать многих людей от греха, насколько сможешь».
В продолжении своих слов он написал немедленный и сокращенный способ («Шаарей Тшува», врата 2, п. 10): «Когда человек услышит наставления мудрецов и увещевателей, пусть прислушается, подчинится и сделает тшуву, примет в сердце все слова упреков. Такой человек в одно мгновение выходит из темноты к яркому свету. Ибо в тот момент, когда он прислушается и услышит, а сердце его поймет и вернется, и примет он в день услышания слова увещевающего, и сделает все, как укажут ему хранители Торы с того дня и далее, — удастся ему тшува, и он превратится в другого человека. Счастлив он, ибо оправдал свою душу за короткое время» (Майян а-Шавуа).
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь