Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Элуль — это месяц самоанализа. Человек размышляет о своих действиях и убеждается в том, насколько он несовершенен.

«Сын буйный и непокорный» (21:18). Заповедь трубить в шофар отличается от других заповедей, зависящих от голоса. В них главное — это произнесение слов, и слышащий их исполняет обязанность по принципу «Слышащий — как отвечающий» (Сукка 38 б). В случае же с трублением в шофар главное — это слышание. В благословении говорится не «трубить в шофар», а именно «слышать звук шофара». Поэтому, — пишет Рамбам, — если трубящий заткнет уши, так чтобы не слышать свое трубление, он не выполнит обязанность. Трубление — это как постройка сукки, а слышание — как пребывание в ней, что и являестя заповедью! («Тшуват Пеэр а-Дор» 51). Здесь заключен намек.

В нашей главе есть отрывок о «буйном и непокорном сыне». Речь идет о ребенке, который украл мясо и вино, обжоре и пьянице, который не слушал своих родителей, упрекающих его за это, и снова повторял свой поступок. Он наказывается со всей строгостью. Сфорно спрашивает: «Разве не следовало бы называть его “сын обжора и пьяница” — по действиям, которые он совершает?»

Этот комментатор отвечает, что какими бы тяжкими ни были поступки, они не оправдывают наказание смертью. Если человек согрешил, ошибся, сбился с пути, для него все еще есть надежда. Он услышит увещевание и вернется на добрый путь.

Когда же надежда исчезает? Когда ребенок становится «буйным и непокорным» и больше не хочет слушаться.

Элуль — это месяц самоанализа. Человек размышляет о своих действиях и убеждается в том, насколько он несовершенен (мягко говоря). Как же он предстанет перед Творцом в Рош а-Шана? С каким лицом явится перед Ним в Йом Кипур? Но нельзя отчаиваться, ведь еще остается надежда! Если только прислушаться, если не быть «буйным и непокорным», не отказываться услышать голоса рава, который увещевает и указывает путь.

Рабейну Йона перечислил двадцать шагов в процессе тшувы. Упомянув вначале, что «всякая тшува приведет к прощению» — что любой аспект и степень тшувы вызовет некоторую меру прощения грехов — он начинает объяснять эти ступени по порядку, начиная от раскаяния и прекращения греха и до самой вершины: «Отвращать многих людей от греха, насколько сможешь».

В продолжении своих слов он написал немедленный и сокращенный способ («Шаарей Тшува», врата 2, п. 10): «Когда человек услышит наставления мудрецов и увещевателей, пусть прислушается, подчинится и сделает тшуву, примет в сердце все слова упреков. Такой человек в одно мгновение выходит из темноты к яркому свету. Ибо в тот момент, когда он прислушается и услышит, а сердце его поймет и вернется, и примет он в день услышания слова увещевающего, и сделает все, как укажут ему хранители Торы с того дня и далее, — удастся ему тшува, и он превратится в другого человека. Счастлив он, ибо оправдал свою душу за короткое время» (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше