Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рабби Пинхас бен Яир и мышь, которая мешала царю

«Ибо это мудрость ваша и разум ваш в глаза народов» (4:6). Иерусалимский Талмуд (Дмай 4 а) приводит историю с царем Срикии. Комментатор «Пней Моше» объясняет, что речь идет об одном из царей измаильтян. У него с руки упало кольцо, и прежде, чем он успел поднять его, пришла мышь, проглотила его и сбежала прочь.

Царь понимал, что адрес этой мыши он не найдет ни у одного из своих почтенных министров. Оставался лишь раби Пинхас бен Яир. Пришел царь в дом раби Пинхаса, рассказал ему о проблеме и попросил его отыскать мышь.

Вначале раби Пинхас попытался уклониться, заявив, что не является заклинателем зверей и не может выполнить просьбу. Но царь сказал: «Из-за твоего доброго имени я пришел», то есть я слышал, что ты обладаешь чудодейственной силой и только ты можешь вернуть мое кольцо.

В такой ситуации, естественно, раби Пинхас уже не мог больше уклоняться. Когда измаилитский царь расточает похвалу еврейскому мудрецу, есть в этом серьезное освящение Имени Б-га, и нельзя отказываться от выполнения такой просьбы.

Далее Иерусалимский Талмуд рассказывает, что раби Пинхас бен Яир в присутствии царя приказал всем мышам собраться возле него, и они действительно пришли. Сделал он это, естественно, с помощью святых имен. Он посмотрел и увидел, что одна из мышей толще остальных, и понял, что именно она проглотила царское кольцо.

Что следовало бы сделать в этой ситуации? Раби Пинхас должен был бы убить мышь, достать кольцо и поднести его царю. Но Талмуд говорит, что святой тана поступил иначе: он приказал мыши выплюнуть кольцо, и она это сделала.

Возникает вопрос: зачем понадобилось повторно воспользоваться святыми именами вместо того, чтобы просто убить мышь? Согласно автору «Нода бе-Йеуда» в этом действии не было бы нарушения запрета причинять страдания животным.

Мы можем дать два ответа. Во-первых, не подобает убивать мышь, приведшую к столь великому освящению Имени Творца. Ведь царь пришел к раби Пинхасу не один, а в сопровождении большой свиты из стражей, советников и помощников. Все они видели могущество святого мудреца, властвующего над силами природы и способного привести в дом всех мышей.

Второй ответ состоит в том, что поскольку царь стоял поблизости, следовало вести себя перед ним в рамках приличий. Убийство мыши — не лучший пример приличного поведения в присутствии царя.

В завершение пожелаем, чтобы Имя великого Царя царей освятилось в мире, и чтобы мы стали достойны совершить это действие (Бархи Нафши).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше