«И принесли дочери Цлафхада» (27:1). Дочери Цлафхада предстали перед Моше Рабейну и попросили, чтобы имя их отца не исчезло, и чтобы его наследство перешло к ним. И Всевышний согласился с ними: «Верно дочери Цлафхада говорят» — правда на их стороне.
Давайте выучим из Танаха о достоинстве дочери Израиля и о том, что она — дочь Царя царей над царями.
В книге Шмуэля (1, 17:51) рассказывается о сражении Давида с Гольятом: «И побежал Давид и встал возле филистимлянина, и взял меч, и вытащил его из ножен, и простер его, и отсек ему голову, и увидели филистимляне, что умер их герой, и убежали».
Возникает вопрос: зачем было пророку рассказывать, что Давид вытащил меч Гольята из ножен? На первый взгляд, это совершенно незначительная деталь. Очевидно, что для использования меч нужно сначала вытащить. И стоило ли об этом говорить?
Ответить на это можно с помощью высказывания наших мудрецов, приведенных в комментарии «Кли Якар». Там объясняется, что меч Гольята отказывался выходить из ножен после того, как его хозяин пал от попадания камня из пращи. Давид немало напрягался, чтобы вытащить его, и когда увидел, что это ему не удается, то обратился к «человеку, облаченному в кольчугу», шедшему перед Гольятом, и попросил достать меч для него.
Тот человек ответил: «Я готов это сделать, но при одном условии: когда я пройду гиюр, ты дашь мне еврейку в жены». Давид согласился. Этот человек действительно принял иудаизм. Его звали Урия а-Хетти.
Этот поступок вызвал обвинение свыше против Давида. На Небесах сказали: «Разве можешь ты торговать дочерью Израиля?! Знай же, что свое ты отдаешь ему!» В тот момент свыше было постановлено, что Бат-Шева станет женой Урии. Та самая Бат-Шева, праведная мать царя Шломо, была изначально предназначена быть женой Давида, но была передана Урии — Давид потерял то, что принадлежало ему.
Все это очень удивительно. В тот момент стоял вопрос жизни и смерти, шла война. Благодаря отсечению головы Гольята филистимляне испугались и сбежали. В чем же состояло преступление Давида, решившего в виду большой опасности отдать еврейку замуж за будущего гера? Тем более, речь ведь идет о настоящем гере, который принял иудаизм по доброй воле. Здесь не было никакого запрета.
Ответ в том, что если бы нееврей потребовал от Давида отдать ему в жены дочь Шауля, тот подумал бы как следует и не спешил соглашаться. Ведь нельзя же так быстро соглашаться на такое жесткое условие — отдать дочь царя за вчерашнего оруженосца Гольята! Как вообще можно такое представить?!!
Обвинение против Давида заключалось в том, что не только дочь Шауля считается царской дочерью. То же самое нужно чувствовать в отношении любой еврейки, какой бы она ни была. Еврейка — царская дочь. И не просто царская, а дочь Царя царей над царями. Как можно использовать ее как разменную монету и как товар на рынке?! (Бархи Нафши)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.