Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Также пусть человек имеет в виду, что колесо фортуны поворачивается, и рано или поздно он сам, или его сын, или внук будут нуждаться в милостыне. И пусть ему даже в голову не приходит сказать: «Как же я буду растрачивать свои деньги на милостыню?» Поскольку следует ему знать, что деньги эти не его, а лишь даны ему на хранение, чтобы он делал с ними то, чего хочет истинный хозяин их, и это — доля его от всего его труда в этом мире, как сказано: «…и пойдет впереди тебя милостыня твоя».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Где был разум, где было понимание? Вот в чем весь упрек!

«Имела ли я обыкновение так поступать с тобой?» (22:30). Мы находим в Мидраше (Берешит Раба 93:10) упоминание нашей главы, требующее объяснения: «Горе нам в день суда, горе нам в день увещевания! Билам, мудрец язычников, не может устоять перед упреками своей ослицы, как сказано: “Имела ли я обыкновение так поступать с тобой? И сказал: нет”. А когда придет Святой, благословен Он, и будет упрекать каждого таким, каков он есть, — насколько это будет страшнее!»

О чем беспокоится Мидраш, чем вызван страх? Конечно, нам стоило бы бояться дня суда, когда потребуется дать ответ за все, что мы делали и чего не делали. Счастлив тот, кто вернется к Б-гу до этого и удостоится прощения! Но вдобавок к этому, увещевание становится в семь раз страшнее, если мы задумаемся над упреком… ослицы.

Что в нем такого острого, и почему он вызывает столько волнений?

Ответ на это поражает своей простотой: если задуматься, мы увидим, что ослица не упрекала Билама за его грехи и даже не жаловалась на несправедливость. Прежде всего, она спросила мудрейшего из народов: «Где была твоя мудрость? Почему ты не поразмыслил?» Вот что пишет об этом Сфорно: «Имела ли я обыкновение поступать с тобой так? Тебе следовало подумать: поскольку это необычно для меня, значит, это случилось с тобой, чтобы показать тебе, что ты не преуспеешь… За что ты ударил свою ослицу? Увидев эти знамения, тебе следовало предположить, что твоя поездка нежеланна… Это произошло уже три раза, но ты трижды проявил упрямство, игнорируя знаки». Фактически, основным ее аргументом был вопрос: где же твои глаза и где твой ум? И действительно, Билам сознался и сказал: «Согрешил я, ибо не знал». Наибольшим грехом было незнание, нежелание задуматься и обратить внимание.

И вот что хотели нам сказать в Мидраше: очевидно, что в будущем нас будут упрекать за поступки и за бездействие, за нарушения и за грехи. Но самое большое страдание будет за то, что мы вели себя как безумцы и слепцы. Разве не знали мы, что есть Творец мира? Разве могли в самом деле подумать, будто мир брошен на произвол? Разве не предвидели, что придется держать ответ и всемеро расплачиваться за каждую оплошность?

А если споткнулись, то как могли проявить лень и не вернуться на праведный путь?

Где был разум, где было понимание? Вот в чем весь упрек!

Был случай с одним человеком, который произносил речь и случайно оговорился. Он произнес (цитируя от имени Всевышнего): «Откройте Мне вход размером с игольное ушко, а Я открою вам вход размером с врата Билама» («Билам» вместо «Улам» — зал; см. Шир а-Ширим Раба 5:3).

Слушатели стали улыбаться, было неловко. Услышал это гаон из Чебина и очень вдохновился: «Верно, верно! Это и есть врата Билама!» Слушатели удивились, а гаон объяснил: «Наши святые мудрецы говорят, что Билам бросил взгляд и увидел, что входы в шатры у евреев не расположены друг напротив друга. Он решил их не проклинать, сказав: “Как хороши шатры твои, Израиль”. То есть он увидел, что вход, который евреи открывают Творцу, и вход, который Он открывает им, не соответствуют друг другу. Ведь евреи открывают вход размером с игольное ушко, а Творец — вход размером с врата зала, через которые проходят телеги, груженые безмерными благами. И если так велика Его любовь к ним, как можно их проклинать? А значит, верно подметил оратор, сказав, что это были врата Билама».

Ясно, что рав истолковал это иносказательно, чтобы спасти выступавшего от стыда. Но вывод из этих слов удивителен и ко многому обязывает: за каждое маленькое действие, каждую заповедь и каждое мгновение в изучении Торы мы получим огромную награду, изобилие благословения и успеха, а вред и проклятие отдалим от себя.

К примеру, дающий полные пригоршни нищему получит от Творца все, что помещается в Его полных пригоршнях! (Санедрин 100 а). Способны ли мы представить себе такое изобилие награды? (Майян а-Шавуа).


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Семья

Вопрос о любви земной. Есть ли в иудаизме понятие о суженых, предназначенных друг другу с рождения?

Вчера, отвечает Мирьям Климовская

Мы с мужем хотим детей, но он решил, что надо подождать год...

18 октября, отвечает Ципора Харитан

Можно ли выкладывать в соцсети фото новорожденного?

16 октября, отвечает Ита Минкин