Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«И Господь сказал Моше и Аарону: за то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою пред очами сынов Исраэля, не введете вы общества этого в землю, которую Я дал им» (Бэмидбар 20, 12). У раби Реувена-Дова Деслера, одного из великих представителей течения Мусар в Хелме, мы находим удивительное объяснение — в чем заключался грех Моше Рабейну, из-за которого Всевышний не позволил ему войти в Землю Израиля.

Всевышний повелел Моше Рабейну сказать скале, чтобы она «дала из себя воду» (там же, 8). Моше же вместо слов дважды ударяет по скале посохом. Вы когда-нибудь видели скалу, с которой бы поговорили — или ударили по ней, — а она бы в ответ дала воду в количестве, достаточном для пяти миллионов человек или около того, а также для их скота? А потом бы она сопровождала этих людей во время их переходов по пустыне? Произошло чудо!

Какая разница, произошло это чудо в результате словесного обращения или в результате ударов посохом?!

Правда, Раши пишет, разъясняя то, что Всевышний сказал Моше и Аарону: «Если бы вы говорили со скалой и она дала воду, была бы явлена святость Моя пред всей общиной. И говорили бы: раз уж эта скала, которая не говорит, не слышит и не нуждается в пропитании, выполняет слово Создателя, — что уж говорить о нас».

Это прекрасный комментарий, но разве без такого сравнения собственных обстоятельств с «обстоятельствами» скалы люди решили бы, что можно нарушать Закон Всевышнего? Что не нужно соблюдать заповеди? Конечно, если бы Моше говорил со скалой, в точности выполняя повеление, его действие было бы более совершенным. Возможно, кто-то из стоявших там людей «пробудился» бы, благодаря этим словам, которые не прозвучали.

Пусть так. Действие Моше было недостаточно совершенным, и за это последовало наказание: «…не введете вы общества этого в землю, которую Я дал им». Сорок лет Моше «нес» этот народ как родитель — младенца. И вот теперь, когда они стоят на пороге Святой Земли, обещанной им Всевышним, Земли, с которой связано столько особых заповедей, Моше не придется получить награду за всё, что он совершил, ему суждено умереть в пустыне… В священных книгах находим, что, если бы Моше вошел в Землю Израиля, он был бы Машиахом, как сказано: «Не отойдет скипетр от Йеуды и законодатель из среды потомков его, доколе не придет (в) Шило…» (Берешит 49, 10). Числовое значение (гематрия) слова «Шило» — такое же, как слова «Моше». Тогда Геула (Избавление) наступила бы сразу, Храм никогда не был бы разрушен и мы никогда не были бы изгнаны с нашей Земли. Но всё пошла иначе из-за греха, совершенного тогда Моше.

Возникает вопрос. Конечно, здесь было неточное выполнение повеления. Хотя «магид» (небесный посланник), открывавший раби Йосефу Каро сокровенные тайны Торы, передал ему: само то, что комментаторы спорили и затруднялись объяснить, в чем именно заключался грех Моше Рабейну, свидетельствует, что грех этот был очень «тонким» и «глубоким». В нашем восприятии он — незначительный. Но ведь должно же быть соответствие между грехом и наказанием за него. Как может быть, что за такой незначительный грех следует такое страшное наказание, в сущности, катастрофа? Ведь Моше не отказался, не дай Б-г, выполнять волю Всевышнего. Он выполнил повеление, просто выполнение оказалось недостаточно совершенным. Ударил вместо того, чтобы сказать. Результат получился тот же, вода хлынула, чудо состоялось. Почему такой «педантизм» Свыше, за что такое ужасное наказание?

Ответ поражает: о каком наказании речь?! Здесь не было вообще наказания, просто сработал закон «мера за меру», один из тех, с помощью которых Всевышний управляет миром.

Моше Рабейну произнес 515 молитв: «Дай перейду я и посмотрю на эту землю добрую…» (Дварим 3, 25). Отец, прошу Тебя… Создатель отвечает: «Зачем, чего тебе не хватает в пустыне? Ты питаешься маном, пьешь воду, изучаешь Тору, преподаешь ее всему народу Израиля, у тебя дар пророчества, ты царствуешь над народом, счастлив ты и благо тебе, у тебя есть всё». Моше говорит: «Да, всё прекрасно, но в Святой Земле будет совершенство». Ответ: «А действие твое — было совершенным?»

И нет ответа у Моше Рабейну…

Важно подчеркнуть: здесь нет, не дай Б-г, критики действий величайшего из пророков — Моше. Все написанное — для нас. Если задумаемся, поймем: большинство наших просьб к Всевышнему — чтобы Он сделал нашу жизнь более совершенной. Чтобы здоровье было крепче, благосостояние выше, чтобы в семье было больше любви. И тогда нас могут спросить: ваша молитва — совершенна? В сосредоточении, без разговоров и помех? Время, установленное для Торы, мы используем по назначению максимально?..

Постараемся быть более совершенными, более достойными, и удостоимся совершенства от Всевышнего, благословен Он (Маайан а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.