«Пойдем в Хешбон» (21:27). Одна краткая фраза, сходящая с уст еврея, или даже одно слово, сказанное любезно и доброжелательно с желанием помочь ближнему, способно совершить много добра и построить целые миры, превратить услышавших его из злых в добрых.
Следующую историю рассказал один из выдающихся воспитателей из Иерусалима, работающий в одном из известных семинаров.
Эти события случились лично со мной. Один из ныне умерших родственников полностью вернулся к религии благодаря поразительной цепочке рассуждений (по принципу «Пойдем в Хешбон»). Мне удалось с помощью простого расчета (хешбон) показать ему, как много он в силах совершить.
Этот родственник не был человеком, соблюдающим Тору и заповеди. На протяжении многих лет мы старались повлиять на него, чтобы он изменил свой жизненный уклад, но он с упрямством отказывался прислушаться к нам.
Даже когда умер его отец, он сделал лишь минимальные действия, чтобы почтить его память. Посидел семь дней траура, пару раз произнес Кадиш, но в целом продолжил жизнь по привычному пути, не желая слушать ни о каких переменах.
Спустя несколько лет, умерла также и его мать. Прошло еще несколько месяцев, и мы были сильно удивлены, увидев его с большой кипой на голове. Он заявил, что каждый день молится и соблюдает кашрут и шаббат.
Мы не знали, что случилось, и кто повлиял на него, заставив изменить свое поведение. Ведь и мы пробовали в течение стольких лет повлиять на него, но наши попытки не увенчались успехом.
Однако затем секрет раскрылся. Он сам рассказал, что заставило его совершить столь драматический переворот в жизни.
В один из семи дней траура по матери, — рассказал он, — ко мне подошел один из родных, религиозный еврей с приятными манерами, и сказал: «Не хочешь ли сделать одно очень простое дело ради вознесения души своей матери?»
Меня заинтриговало выражение «очень простое дело», и я тут же ответил: «Готов». Разве кто-то откажется сделать простое дело ради вознесения души матери?
Услышав мой положительный ответ, этот религиозный родственник сказал, что каждую пятницу перед наступлением шаббата мне нужно выключать лампочку в холодильнике, чтобы при его открытии в шаббат она не загоралась. «Такое вот соблюдение шаббата посвяти вознесению души матери», — закончил он.
Я так и сделал. Каждую пятницу с приближением шаббата я отключал лампочку в холодильнике, осознавая, что делаю это ради мамы. Разве может быть что-нибудь проще?
Но не прошло и трех шаббатов, как я начал задавать себе вопрос: если ты не включаешь лампочку в холодильнике, то почему продолжаешь зажигать свет в гостиной и в остальных комнатах?
Я старался заглушить этот вопрос, который снова и снова начинал бродить у меня внутри, но ничего не помогало. Поскольку я считаю себя человеком, поступающим по законам логики, я продолжал постоянно размышлять сам с собой: «Если ты не включаешь лампочку в холодильнике, то перестань включать и остальное освещение в доме».
В итоге я пригласил специалиста по электропроводке, чтобы он установил в квартире «часы шаббата» — прибор, который автоматически включает и отключает электричество в установленное заранее время. Так я смог воздержаться от включения света в комнатах.
Затем настала очередь радио, стоявшего у меня дома. Если уж я дошел до того, что не включаю свет в комнатах и в холодильнике, то почему продолжаю разрешать себе включать радиоприемник? В итоге под воздействием этой мысли я и радио перестал слушать по шаббатам.
После этого ко мне закрался следующий вопрос: если свет ты не включаешь и радио не слушаешь, то почему используешь автомобиль в шаббат?
Так я начал медленный и постепенный процесс отказа от всевозможных нарушений законов шаббата, пока с Б-жьей помощью не пришел к тому, чтобы соблюдать практически все запреты, связанные с этим днем.
Однажды вечером в шаббат мне стало чрезвычайно скучно — ведь радио я не слушал, на автомобиле не ездил. Что оставалось делать?
В тот момент я вспомнил, что как раз недалеко от дома есть одна синагога. Я встал и отправился туда.
Молящиеся и рав встретили меня приветливо. После молитвы я ощутил невиданное ранее воодушевление. После этого, к моему удивлению, рав подошел ко мне и пригласил присоединиться к трапезе шаббата у него дома. Едва ли нужно упоминать чувство, которое родилось во мне в тот момент. Как такой «грешник», как я, смог удостоиться ужинать вместе с раввином нашего района?
Трапеза прошла с приподнятым настроением. Сразу после этого я вышел вместе с равом и отправился с ним на его постоянный урок в той же синагоге. Рав посадил меня рядом с собой, и весь урок прошел с прекрасным духовным чувством.
Так, «словно прохладную воду для усталой души», я начал принимать на себя бремя Торы и заповедей, пока не превратился полностью в бааль-тшува — вернулся к религии (Бархи Нафши).
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ