«И окропит очищающегося» (14:7). В книге «Мешех Хохма» говорится, что прокаженный в Торе называется «очищающийся», а не «очищаемый», потому что он обязан помогать процессу своего очищения. Должен сам стремиться к чистоте с помощью пробуждения, которое приведет к раскаянию.
Один из руководителей ешив передает рассказ, способный научить нас тому, как важно собственное пробуждение человека для того, чтобы придти к тшуве.
Однажды гаон раби Акива Эйгер сидел после полуночи со своим сыном и занимался Торой. Внезапно раздался стук в дверь, и пришедшие посланники сообщили раву, который в ту пору возвглавлял общину в Познани, чтобы необходимо собрать большую сумму для выкупа пленных.
Встал гаон, одел пальто и сказал сыну: «Мы идем в такое-то место». Показывая пальцем направление, он упомянул, что в этом месте сидят бездельники и играют в карты по вечерам.
Встал главный раввин Познани и пошел в путь. И вот, он стучит в дверь картежников. Когда дверь открылась, присутствовавшие там онемели и испугались. Они тоже знали о величии и достоинствах главного раввина города. Они были встревожена его визитом, не понимая, что ему вдруг потребовалось от них именно в эту ночь.
Но раби Акива Эйгер уже ждал этого вопроса. Он заговорил с ними мягко и объяснил величие заповеди, которая сама пришла к нему сейчас. Он попросил собравшихся пожертвовать деньги на выкуп пленных.
Несмотря на порочность этих людей, началось оживление, и за короткое время собралась неплохая сумма, которой хватило, чтобы исполнить заповедь. Раби Акива Эйгер взял деньги в руки и поблагодарил людей, но тут произошло нечто ужасное. Его лицо внезапно изменилось, и он начал кричать на людей в комнате, что они тратят время впустую, и жестко упрекал их за их недостойное поведение.
Встал один из игроков и дерзко спросил: «Простите, господин, но хотелось бы знать, почему эти крики исходят из Ваших уст лишь после того, как деньги уже у Вас в руках? Не с них ли следовало начать, войдя в комнату?»
Казалось, рав словно ожидал этого вопроса: «Ваше низкое духовное состояние тревожило меня уже долгое время, и как раввин города, я молился за вас, чтобы вы удостоились совершить тшуву, но безрезультатно.
Я ждал подходящего момента, когда у вас начнется собственное пробуждение, чтобы суметь повлиять на вас и передать “пробуждение свыше”. Это случилось здесь, в этой самой комнате.
Когда я вошел и попросил пожертвовать деньги на великую заповедь, а вы согласились, эта заповедь оказала воздействие в ваших сердцах и вызвала желаемое пробуждение. Это был самый подходящий момент, чтобы высказать упреки. Пусть эта сила, что проявилась у вас сейчас, произведет эффект, и вы раскаитесь» (Бархи Нафши).
Читайте: Игры, азарт и азартные игры в иудаизме
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.