«А ты прикажи» (27:20). Есть нечто общее между главой Тецаве и свитком Эстер (Мегила). Фактически, глава Тецаве представляет из себя длинную последовательность повелений, высказанных Моше и касающихся одежд коэнов и утверждения Аарона и его сыновей в должностях, постоянных жертв и воскурения благовоний. И на протяжении всей главы имя Моше Рабейну ни упомянуто ни одного раза!
Мегила — это тоже запутанное и чудесное повествование, сотканное рукой Творца. Оно начинается с убийства Вашти, которое проложило путь к воцарению Эстер. Далее следует заговор Бигтана и Тереша, что можно оценивать как «предварение болезни лекарством». Потом потрясение от постановления Амана и раскаяние среди евреев, последовавшее за этим. В итоге Мегила завершается великим спасением и добровольным и радостным принятием Торы. Рука Творца заметна на протяжении всего этого повествования в Мегиле, однако Его Имя не появляется в ней ни разу!
Как такое можно объяснить? Видимо, разгадка ожидает нас в истории из Гмары (Евамот 96).
Раби Йоханан услышал, что его ученик раби Элазар высказал закон (Алаху), услышанный от него, не сославшись при этом на его имя. Раби Йоханан рассердился на это.
Его пытались уговорить, чтобы он простил раби Элазара: «Все ведь знают, что учение раби Йеошуа бен Нуна исходит из уст Моше Рабейну. И так же все знают, что учение раби Элазара исходит от тебя».
То же самое и с нашей главой Тецаве. Все знают, что изготовление одежд коэнов и их помазание, все сооружение скинии — это приказы Моше от Б-га. И нет необходимости называть его по имени. И в этом же заключен великий открывающийся нам принцип свитка Эстер. Обычно чудесами мы считаем что-то невероятное — прямое вмешательство Творца в процессы творения. Но в Мегиле нет таких чудес. Все движется по законам природы и все равно направляется свыше рукой Мастера. Кто знает об этом, тот видит руку Б-га во всех событиях и действиях. А значит, необязательно упоминать Его — ведь ничто не совершается без Его управления и влияния (Майян а-Шавуа).
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ