«Непорочный ягненок… из ягнят и козлят берите» (12:5). Рав Йосеф Хаим, автор книги «Бен Иш Хай», говорит, что нам нужно учиться как у доброго начала, уподобленного баранам, так и у злого, уподобленного козлам. Но как же можно учиться у злого начала?! Ответ на это передадим в притче.
Однажды встретились доброе и злое начала, и говорит злое доброму: «До каких пор мы будем воевать? Помирись со мной хотя бы на короткое время».
«И что же ты будешь делать в это время?» — спрашивает его доброе.
«Хочу, — отвечает ему злое, — пригласить одного из твоих союзников в пивной трактир».
«В трактир? — удивилось доброе, — но кто же тебе мешает? Иди и пригласи его, если хочешь!»
«Он такой праведный, что не пойдет туда, пока ты не присоединишься к приглашению». На том и порешили.
Приходит злое начало к Аврааму-праведнику и предлагает пойти в трактир. Тот, естественно, прогнал его прочь и даже слушать не стал. Но тут в сердце его раздался голос доброго начала: «Иди туда, не бойся — глядишь, из этого выйдет что-то полезное. Только храни внутри трепет перед Б-гом, чтобы не согрешить».
Сходил Авраам в трактир, послушал немного, о чем говорят пьяницы, посмотрел, как играют в карты. Вернулся и плачет.
«Что случилось, дорогой мой?» — спросила его жена.
Муж вздохнул глубоко и ответил: «Любимая моя жена! Все свои дни я служил Творцу своим сердцем, а в эту ночь подверг его испытанию. Я всегда думал, что сердце мое — как чистое золото, и я служу Б-гу с желанием и с радостью. Но в эту ночь я увидел, как далеко нахожусь от совершенства в служении. Заглянул я в трактир на короткое время и увидел, с каким энтузиазмом радуются там люди, не чувствуя никакой усталости. И у меня тотчас душа упала в землю: как же я не достиг такой радости в занятиях Торой и заповедями?! Люди сидят за глупой карточной игрой, увлеченные и в напряжении, а я стыжусь: настолько ли я погружен в святую Тору? И я понял, что мое сердце, которое я считал чистым золотом, содержит в себе примеси!»
Как услышало злое начало эту речь, хлопнуло себя по лицу от досады и ушло восвояси с поникшей головой. Его дурной помысел совсем не удался, и даже вышло наоборот.
На следующее утро встало злое начало и пошло в синагогу делать свою работу со слабыми людьми, попавшими в его сети, — вводить их в грех бесполезных разговоров, сбивать их мысли во время молитвы, вызывать споры и раздоры из-за мелочей. И тут оно видит нашего знакомого Авраама-праведника, который молится с восторгом и еще большей сосредоточенностью, чем прежде. Не было предела досаде злого начала. Оно застонало и произнесло: «Верно говорят мудрецы: пришел верблюд просить рога — ему и уши отрезали».
Отсюда мы видим, — заканчивает рав Йосеф Хаим, — что иногда человеку следует учиться и от злого начала и его действий. Поэтому и сказано брать жертву «от ягнят» — это силы доброго начала, и «от козлят» — силы злого начала (Оцротейну).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ваикра»
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Этот тест прошли 97 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Ваикра
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»