«Кто это?» (48:8) Рав Азария Фиджо в книге «Бина ле-Итим» написал, что в древности люди знали, что такое очки и увеличительное стекло. Об этом и сказано: «Глаза Исраэля стали тяжелы от старости, он не мог видеть». Это кажется лишним повторением, но дело в том, что молодой человек, страдающий близорукостью, может видеть с помощью очков. Но если у кого-то глаза «стали тяжелыми от старости», и образовалась катаракта, ему уже и очки не помогают. Поэтому Иов говорит (19:27): «Мои глаза видели, а не чужие» — я видел это сам, без помощи посторонних инструментов.
Йосефа зовут к постели его больного отца, когда тому исполняется 150 лет. Глаза Яакова уже не видят от старости, и он спришвает о своих внуках: «Кто это?»
При упрощенном и приземленном взгляде как бы мы объяснили эту сцену? В чем состоял вопрос? Лучше даже не высказывать предположений, дабы не согрешить языком! Но наши святые мудрецы поняли этот вопрос так: «“И увидел Исраэль сыновей Йосефа” — он хотел благословить их, но от него отошла Шхина, поскольку от Эфраима в будущем должны произойти Йеровам и Ахав, а от Менаше — Йеху с его потомками. И спросил: “Кто это?” — откуда они происходят? Ведь они не достойны благословения!» (Раши)
Как известно, Мидраш мудрецов — это и есть глубина буквального смысла. Здесь написано: «И увидел Исраэль сыновей Йосефа», а везде, где используется имя Исраэль, речь идет о высшем состоянии Яакова. Ответ Йосефа тоже не так-то прост. Вместо очевидного ответа: «Папа, это твои внуки Эфраим и Менаше», он говорит: «Они мои сыновья» — достойные благословения не меньше, чем я. «Помолился Йосеф, и дух святой снизошел на Яакова» (Раши).
Отсюда мы выучиваем урок веры в мудрецов. Когда праведник благословляет, он смотрит на много поколений вперед — не повредит ли его благословение на каком-то этапе? Не увеличится ли из-за этого сила грешников, спустя много поколений? Но иногда мы встречаем и обратный случай. Пророк Элиша сделал горькую воду сладкой возле Иерихона, а бестолковые и буйные мальчишки погнались за ним и стали издеваться над ним: «И обернулся назад, и увидел их, и проклял их именем Б-га, и вышли два медведя из лесу, и растерзали из них сорок двух детей» (Млахим 2, 2:24). Наши мудрецы говорили (Сота 46 б): «Что он увидел? Увидел, что нет в них ни капли заповедей… ни в них, ни в их потомках до конца всех поколений» (Майян а-Шавуа).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.