Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Желание Эсава выйти к капищам понятно, но вызывает удивление желание Яакова. Зачем ему выходить, когда его мать проходит мимо мест изучения Торы?

«И толкались дети в утробе ее» (25:22). В Мидраше (Берешит Раба) говорится: «Когда Ривка стояла возле синагоги и бейт-мидраша, Яаков хотел выйти наружу, когда же она проходила мимо языческого капища, выйти пытался Эсав».

Желание Эсава выйти к капищам понятно, но вызывает удивление желание Яакова. Зачем ему выходить, когда его мать проходит мимо мест изучения Торы? Ведь пока он находится в материнской утробе, ангел пребывает с ним обучает его всей Торе (Нида 30 б). Разве бывает учеба лучше этой?

Комментаторы отвечают, что изучение в покое и благоденствии не похоже на изучение, требующее усилий. Когда человек вкладывает труд, выученное запечатлевается в нем навечно, как сказал царь Шломо (Коэлет 2:9): «Даже (аф) мудрость моя утвердилась во мне», а наши мудрецы толкуют это так: «Та мудрость, которую я изучал с усердием (аф), — она-то и утвердилась во мне» (Ялкут Шимони, Коэлет 988). В отличие от этого, когда учеба идет легко, то изученное пропадает также легко. Таково важное правило в духовных достижениях: труд и усилия укореняют постижение и делают его истинным и непреходящим обретением. Без этого постижение поверхностно и непрочно, оно «как сон улетучивается».

Пока зародыш находится во чреве матери, ангел сидит с ним и обучает его всей Торе, но когда тот рождается, тотчас забывает все изученное. С такой же легкостью, как он приобретал эти знания, так он их и утрачивает. Вот почему, когда наша праматерь Ривка проходила мимо бейт-мидраша, Яаков хотел выйти. Он предпочитал изучать Тору посредством усилий и труда, а не брать готовое.

Раби Хаим из Воложина в предисловии к комментарию Виленского Гаона к «Сифра де-Цниута» рассказывает, что неоднократно к Гаону приходило несколько ангелов-наставников с небес, желавших передать ему тайны Торы без всяких усилий с его стороны, но он никогда не желал их слушать.

Прекрасный рассказ для иллюстрации этого принципа приводит гаон раби Менахем Салиман Мани, раввин Хеврона.

У всеми уважаемого богача был единственный сын, красивый и талантливый. Но был у него один недостаток — лень. Каждый день сидел он и тратил свое время впустую.

Богач беспокоился за будущее своего сына, и переживал о том, что же будет в конце. Когда мать напомнила, что сын уже достиг брачного возраста, и пора искать ему жену, отец решительно ответил: «Тора научила нас, что сначала человек должен посадить виноградник и лишь потом жениться (Сота 44 а). Пока он не научится зарабатывать деньги, не будет ему жены — я не стану вешать ему бремя на шею».

«Если покажешь мне, что ты получил деньги за сделанную работу, — предложил отец соблазнительный договор сыну, — получишь от меня в десять раз больше». Но юноша остался равнодушным и продолжать сидеть и бездельничать.

Сжалилась мать над своим любимым ребенком, дала ему денежную купюру и сказала: «Пойди погуляй по улицам, а к вечеру возвращайся и скажи папе, что эти деньги ты заработал своим трудом».

Сын подумал и согласился. Весь день бродил он по рынку, ничего не делая, а вечером предстал перед отцом и показал ему «заработанную» купюру. Но богач взял ее с непреклонным видом и порвал на части. В ответ на удивление сына он воскликнул: «Обмануть ты меня решил?! Эти деньги ты не заработал!»

Сын был поражен и обо всем рассказал матери, а та предположила: «Быть может, твоему папе рассказали, что видели тебя слоняющимся по улице. Возьми еще одну купюру и пойди домой к друзьям, а вечером возвращайся и скажи, что заработал».

Он послушался ее совета. К вечеру пришел и показал купюру отцу, а тот взял ее и бросил в горящий камин, прикрикнув: «Хватит врать, пора работать!»

И вновь сын пересказал все матери. Она призадумалась, а потом произнесла: «Может, поскольку ты вернулся с чистой одеждой, он не поверил, что ты работал. В этот раз испачкай одежду в грязи, приходи ко мне, и я дам тебе 100 шекелей, чтобы показать папе». Сын так и сделал, а когда пришел к отцу, весь грязный, и показал новую купюру, тот посмотрел ему в глаза и решительно заявил: «Ты не работал ради этих денег».

На этот раз мать лишь пожала плечами: «Я не могу решить эту загадку, но выбора у тебя не остается. Иди и поищи работу курьера, а затем принеси отцу заработок. Посмотрим, как поведет он себя на этот раз».

Юноша пошел и нанялся курьером. С утра до вечера он бегал с посылками, а к ночи с гордостью преподнес отцу деньги, в этот раз заработанные честно. Но и теперь отец не поверил ему, взяв купюру, чтобы сжечь ее. Однако сын схватил его за руку, вскрикнув: «Нет, папа! Не сжигай мои деньги!»

Лицо родителя просияло, и он вернул купюру: «Теперь я вижу, что ты и вправду заработал ее своим трудом».

«Как ты узнал?» — удивилась мать. Он ответил: «В отличие от прошлых попыток, в этот раз я увидел, что ему жалко денег, и что он дорожит ими. Отсюда я сделал вывод, что он трудился. То, что зарабатывают своим трудом, высоко ценят».

То же самое верно и для духовных достижений. Человек не получает Тору в подарок — он должен трудиться за нее, чтобы уметь ценить ее по достоинству. Гмара говорит (Брахот 5 а), что Тора и будущий мир приобретаются страданиями. Что легко приходит, то легко и пропадает, а что обретается усилиями, становится дорого для человека и пускает корни в его душе. Это поистине становится его духовным приобретением (Оцротейну).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как перестать завидовать?

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Что пообещать Творцу, чтобы он послал мне вторую половинку?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Моя мама пьет…

17 марта, отвечает Ципора Харитан

Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше