«Иди себе из страны своей» (12:1). Многие пытались понять, почему в Торе приводится такое длинное перечисление: «Из страны своей, из родины своей, из дома отца своего». Один из вариантов понимания предлагает святой автор «Ор а-Хаим». Согласно его неожиданному подходу, в повеление Б-га покинуть дом отца был включен также и приказ отделиться от своего племянника Лота. Впрочем, на данном этапе Авраам не стал исполнять этот приказ — то ли потому, что не понял его, то ли из-за того, что Лот сам привязался к нему и не хотел уходить, как написано: «И пошел Лот с ним».
Однако из другой фразы можно привести обратный аргумент: «И взял Аврам свою жену Сарай и своего племянника Лота». Отсюда видно, что Авраам вовсе не был в безвыходной ситуации, но напротив, взял с собой Лота по собственной инициативе. «Ор а-Хаим» отметил это и объяснил удивительным образом: Авраам знал о приказе Б-га отдалить от себя Лота, но в тот момент не нашел способа сделать это так, чтобы не причинить ему никакого стыда и унижения.
Наш праотец Авраам понял, что отдаление Лота должно произойти так, чтобы задеть его чувства лишь в минимальной степени. Довольно уже и физической разлуки с ним — зачем создавать еще и душевный разрыв? Поэтому он стал медлить с выполнением приказа Б-га, пока не нашел подходящий предлог отделиться от Лота без каких-либо признаков неуважения.
Когда же это произошло? После ссоры пастухов. Сама эта ссора кажется автору «Ор а-Хаим» не более, чем «мелким поводом», для такого значимого расставания: «Отделись от меня — если пойдешь налево, то я направо, а если ты направо — я налево» (13:9). Ор а-Хаим удивляется: «Очень странно, чтобы Авраам сказал ему эти слова, так отдалив его». Но объясняет он это согласно сказанному — Авраам лишь искал повод отойти от Лота, исполнив повеление Б-га.
Здесь кроется ясное и важное сообщение для любого воспитателя: даже если приходится прогонять ребенка или ученика, нужно делать это с уважением к нему (Оцротейну).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.