«И пошел Моше, и произнес эти слова всему Израилю» (31:1). В книге «Нитфей Маим» написано: «Представь себе: Моше Рабейну было 120 лет, и он вел народ сорок лет, как няня носит ребенка. Несмоненно, некоторые были очень близки к нему, были преданными учениками. Были главы народа, старейшины, главы колен и судьи. От командующих тысячами до командующих десятками все занимали свои ступени. Но Моше Рабейну пошел попрощаться со всем народом Израиля до последнего человека — никого не пропустил. Каждый был для него любим, как единственный ребенок».
Мудрецы Израиля в каждую эпоху проявили свое величие также и в воспитании молодого поколения. Их поведение и отношение к молодежи и к каждому в отдельности было образцовым. Они спускались в запутанные лабиринты сердца каждого, чтобы понять его душевные нужды и желания. Такое поведение влияло и на всех остальных воспитателей в поколении.
На уроке в одном из учебных классов внезапно прозвучал телефонный звонок. Он пробивался из портфеля одного из учеников. Поскольку изучающему Тору запрещено приносить с собой такое устройство, все товарищи посмотрели на него с удивлением, а сам он почувствовал стыд.
Ясно, что и учитель не мог проигнорировать звонок. Он подошел к смущенному ученику с улыбкой на лице, погладил его ласково и спросил, что все это значит. Умеренная реакция преподавателя и то, что он не набросился сразу с гневом и претензиями, успокоили ребенка. Тот с первого момента заявил, что не знает, как телефон попал к нему в портфель.
Преподаватель сделал вид, что полностью верит ему, но вследствии строгости со стороны начальства к таким нарушениям попросил его спуститься к директору и изложить, что случилось.
Ребенок постучал в дверь директора. Тот также принял его с улыбкой, а затем позвонил к мальчику домой. Трубку подняла его мать. Услышав, что мобильный телефон звонил в сумке ее сына, она отреагировала с удивлением, смешанным с радостью: «Теперь я понимаю, что случилось!..» Она объяснила директору, что когда рано утром собирала портфель для сына и положила туда пакет с едой и все остальное, она с удивлением обнаружила, что мобильный телефон, бывший у нее в кармане, исчез.
«Я искала его дома повсюду, но только не в этом портфеле. Мне даже в голову не пришло, что телефон просто упал туда, когда я наклонялась, чтобы положить туда еду».
Было очевидно, что ребенок не виноват. Теперь представим, что было бы, если бы учитель и директор ему не поверили. Ему причинили бы огромный стыд, это могло бы заставить его уйти из школы и совершенно испортиться, и все это — без какой-либо вины с его стороны. Но поскольку сотрудники школы отнеслись к ученику с доверием, он не пострадал, и вся история закончилась счастливо (Леханех Бесимха).
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ