Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Юноши учатся согласно своим способностям, а старцы — согласно своим. Поэтому и говорится: “Разве слышал народ голос Элоким?”

«Голос Всесильного говорит» (4:33). В Мидраше (Шмот Раба 29:1) рассказывается, как идолопоклонники пристали к раву Симлаю и сказали: «Разве ты не согласен с нами, что есть много богов?»

«Откуда у вас такие глупости?» — спросил он.

«Из вашей Торы, — сказали они, — из предстояния перед горой Синай. Ведь там сказано: “Слышал ли народ голос Элоким?”, а Элоким — это, как известно, множественное число».

Рав Симлай разбил тотчас их доводы, приведя аргумент из той же самой фразы: «Разве там написано “говорящих”? Там написано в единственном числе: “Слышал ли народ голос Элоким, говорившего из огня”, значит, Элоким — это один Б-г».

Это страшный Мидраш, поскольку он учит нас, как велика сила злого начала. Ведь вера во множество богов, в противоборствующие силы, идет против элементарной логики. Каждый, кто размышляет о чудесном единстве, о царящей в мире гармонии, и как все сочетается вместе, явно видит единую руку, создавшую и направляющую все это. Вера во множество правящих сил — примитивная и отсталая, и просвещенная часть человечества от нее давно отказалась.

Но приходят еретики, смотрят в Тору, провозлашающую с неподражаемой ясностью в этой главе: «Б-г Всесильный наш, Б-г один», и как будто находят в ней доказательства своей глупости.

Далее Мидраш спрашивает: почему все-таки здесь стоит именно имя Элоким (Всесильный), указывающее, что Творец властвует над всеми силами, а не имя Авая (Б-г)? Ответ базируется на фразе «голос Б-га в силе» (Теилим 29:4). Мидраш объясняет: «Если бы было написано: “Голос Б-га в Его силе” (то есть звучит со всей силой, какая есть у Творца), мир бы не устоял! Но “голос Б-га в силе” — он соразмерен силе каждого человека. Юноши учатся согласно своим способностям, а старцы — согласно своим. Поэтому и говорится: “Разве слышал народ голос Элоким?” — Владыки всех сил, который каждому открывается особым образом, в меру его силы выдержать».

И как во всех словах святой Торы, здесь тоже заключен вечный урок. У Торы, как известно, «длиннее земли мера и шире моря» (Иов 11:9). Мозг наших учителей был быстрым, как молния, их восприятие огромно, а глубина — безгранична. Самый запутанный вопрос они решали мгновенно, но тем не менее продолжали углубляться в разделы Гмары неделями. Это были сотни часов все более полного погружения и продумывания. Мы даже примерно не представляем, до каких уровней они дошли, к каким высотам воспарили.

Когда святой гаон рав Й. Л. Дискин, называемый «Сараф из Бриска», прибыл в Иерусалим, мудрецы Торы собрались вокруг него, и он выступал перед ними с трехчасовым уроком по Торе изо дня в день, в течение полугода. И все это было посвящено первому листу трактата Бава Батра. Когда полгода прошло, он сказал: «Можно было бы посидеть на этом листе еще полгода, но следующий лист уже ждет нас…»

А теперь давайте подумаем: если бы нам принесли учебник высшей математики, полный квадратных уравнений и формул, он был бы для нас подобен древним иероглифам. Но святая Тора, которая бесконечно глубже любой математики, понятна каждому ученику ешивы и даже обычному ребенку. Разве это не чудо, не явное подтверждение «голоса Б-га в силе», соразмерного воспринимающим способностям каждого?

Как прекрасно думать, что я накладываю такие же тфилин, как и Моше Рабейну, и что я учу ту же Тору, что и он, но со своим пониманием. Уровень у каждого свой, но тем не менее сама Тора остается одна и та же (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Извиниться ли перед человеком, которому я причинила сильную боль?

Сегодня, отвечает Ита Минкина

Муж не считает меня за человека

27 марта, отвечает Рав Ашер Кушнир

Рассказать о причинах развода с бывшим супругом — это злословие?

26 марта, отвечает Хана Лернер

Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше