Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек, желающий получить заслугу перед Б-гом, пусть смирит свое злое начало и разожмет свою руку, и все, что он приобретает ради Небес, пусть будет самым качественным и самым красивым: если он построил дом для молитвы, пусть он будет красивее, чем тот дом, в котором он живет; если он решил накормить голодного, пусть даст ему самое лучшее и самое сладкое, что есть на столе; если он решил одеть нагого, пусть оденет его в самую лучшую свою одежду;»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Почему ребе из Вижниц не хотел сидеть на чужих стульях, и чем сыны Израиля разгневали Всевышнего.

«В пустыне, в степи, напротив Суфа» (1:1). Рав Гедалия Айзман, машгиах в ешиве «Коль Тора» в Иерусалиме, рассказывал.

Однажды я слышал от гаона раби Баруха Бера из Камениц о том, как автор книги «Бейт Леви» из Бриска пошел со своими учениками в лес. Все его тело охватила дрожь, и он стал жаловаться на слабость и страшное ощущение. Его спутники не поняли, что случилось, и поспешили вернуться вместе с ним домой. Едва лишь они отдалились от того места, как он удивительным образом оправился. Дрожь прекратилась, самочувствие восстановилось.

Провели расследование, и выяснилось, что в том лесу, на том самом месте, некогда стояла церковь (из книги «Увдот ве-Анагот ле-Вейт Бриск» 2:324).

Рассказывют, что гаон раби Элияу Рагулер совершенствовался в Торе, обучаясь в ешиве «Слободка», а затем был назначен раввином в городе Калиш. После этого он жаловался, что уже не может расти в Торе, как прежде. Ведь в слободке не было церкви, а в Калише она есть («Агадат Арзей Леванон» 2:156-157).

«Если двое сидели вместе, и не было между ними слов Торы, то это посиделки насмешников, как сказано (Теилим 1:1): “На посиделках насмешников не сидел”» (Авот 3:2). Гаон раби Ицхак из Воложина объяснял это так (Милей де-Авот): «На самом деле место, где сидят и занимаются Торой, освящается и возвышается благодаря этому. Также, не дай Б-г, верно и обратное: место, где насмехаются, само оскверняется и оскверняет других, так что даже само это название “посиделки насмешников” прилипает к нему».

В святом Зоаре рассказывается (ч. 2, 9 а), как раби Хия и раби Йоси шли по дороге. Им встретился некий человек и предупредил их не ходить дальше по этому пути. Он повел их обходной дорогой и сказал: «Однажды здесь проходил мудрец, а его встретили разбойники и убили. С тех пор это место стало опасным, и каждый, кто проходит по нему, подвергается риску».

Наши мудрецы говорят, что туда, где человек совершает какой-либо грех, он привлекает нечистоту. Это приводит к тому, что если кто-то пройдет по такому месту, эти нечистые силы облачатся в него и внесут в его сердце чужеродные мысли наподобие того греха. Поэтому иногда мы видим, что человек приходит в какое-то место, и им вдруг овладевает злая мысль, которая никогда прежде не приходила ему в голову. Так происходит потому, что в том месте некогда сделали какой-то похожий грех, и нечистота этого места облачилась в него и внесла к нему эти мысли. Это похоже на вшивого человека, который оставляет вшей повсюду, где ложится, и каждый, кто потом ляжет там, может подцепить их (Сиах Ицхак 67).

Когда святой рав из Вижниц, автор «Имрей Хаим», обдумывал идею создания города для спасшихся от холокоста, он поехал в Америку искать необходимое финансирование. Согласно требованию врачей он каждый день выходил на часовую прогулку, а помощник нес рядом складной стул. Когда он хотел немного передохнуть, то присаживался на него.

В один прекрасный день помощник сказал: «Раби, на всем пути стоит много скамеек. Зачем нужно нести этот стул?»

«Если тебе трудно, я сам его понесу», — ответил рав.

«Никак нет. Но я все-таки хочу понять…» — продолжил спрашивать помощник.

«Я тебе объясню, — ответил тот, — мы находимся в Америке. Кто знает, какие люди сидели на этих скамейках, как они себя вели и о чем думали. Я не хочу заразиться этим».

К чему весь этот разговор? В начале книги Дварим Моше упоминает места, по которым сыны Израиля прошли: «в пустыне» разгневали Б-га, «в степи» согрешили, «напротив Суфа» не хотели входить в море, «между Параном» согрешили разведчики, «между Тофелем» сказали, что ман невкусный. Ужасно! Место получило название совершенного в нем греха. Оно теперь связано с этим грехом и буквально излучает его!

Мы должны строго следить за тем, чтобы исполнять заповеди дома, и чтобы наш дом стал обителью Шхины и излучал святость. Мы должны отдаляться от собраний насмешников, от злословия и сплетен (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

У меня вопрос о головном покрытии...

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Разрешено ли мужчине по закону Торы хвалить чужую замужнюю женщину?

16 ноября, отвечает Лея Солганик

Иногда мне снятся очень развратные эротические сны. И во сне я поддаюсь на провокации...

15 ноября, отвечает Ципора Харитан