Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раши, следуя Иерусалимскому Талмуду, объясняет, что Элазар нес масло для светильника в правой руке, благовония — в левой, постоянный дар — на плече, а масло помазания — в кармане эфода (жилета).

«Под надзором Элазара, сына Аарона-коэна» (4:16). Перед праздником Шавуот, «временем дарования нашей Торы», читают главу Бемидбар. На то уже высказано несколько причин — например, чтобы разделить между проклятьями в главе Бехукотай и дарованием Торы, являющейся источником благословений; или же потому, что порядок, родовая принадлежность каждого колена Израиля и его место под знаменем чрезвычайно важны для духовного роста.

Сделаем свой вклад в прояснение этого вопроса, связав одну фразу из этой главы с дарованием Торы, чтобы приготовиться к свету Шавуот: «Под надзором Элазара, сына Аарона-коэна, масло для светильника и благовонное курение, дар постоянный и масло помазания».

Раши, следуя Иерусалимскому Талмуду, объясняет, что Элазар нес масло для светильника в правой руке, благовония — в левой, постоянный дар — на плече, а масло помазания — в кармане эфода (жилета). Рамбан, впрочем, отмечает, что если бы он нес все это сам, ноша его была бы весьма тяжела.

Почему же, в самом деле, Элазару, помощнику первосвященника, было заповедано тащить на себе всю эту ношу? В Мидраше сказано: «Элазар был почитаем — князь над князьями. Он увидел бывшую у него власть. Думаешь, поскольку он был великим, то оставлял другим нести сосуды, который мог нести сам? Ничего подобного — он сам их нес! Это учит тебя тому, что перед Всесильным нет места гордыне» (Бемидбар Раба 4:20). Элазар был готов унизить себя во славу Творца.

Мидраш восхваляет там также и танец царя Давида перед ковчегом завета. Он двигался со всей силой, хлопал в ладоши и прыгал на глазах всего народа Израиля. О себе он свидетельствовал: «Мне не стыдно было позориться перед Тобой во славу Твою!»

Так поступают все великие мудрецы Израиля, и так же должен делать каждый человек. Мидраш рассказывает: жил некогда человек, который стал сожалеть о том, что не читал Тору и не учил Мишну. Однажды он оказался в синагоге. Когда хазан дошел в молитве до освящения (Кдуша), тот человек крикнул во весь голос: «Свят, свят, свят Б-г Воинств!» Спросили его: «С чего это ты так кричишь?»

А он ответил: «Не удостоился я ни Писания, ни Мишны, а теперь, когда мне выпала возможность освятить имя Творца, разве не крикну я во весь голос, чтобы хоть немного утешиться?»

Рассказывают, что с тех пор не прошло много времени, как его назначили командующим над армией римского императора и комендантом всех крепостей в стране Израиля. Он построил город и стал аристократом, получил почести для себя и своих детей. Отсюда ты учишь, что не подобает человеку гордиться перед Всевышним.

Перед Творцом нечем гордиться — Элазар-коэн и Йеошуа бен Нун были служителями и оруженосцами во славу Его, и посмотрите, чего они достигли!

Все это верно и правильно, но следует добавить еще одну важную мысль. Писание говорит: «Шаббаты Мои соблюдайте и перед святилищем Моим трепещите, Я Б-г». В Гмаре говорится об этом следующее (Евамот 6 а): «Как в случае с соблюдением шаббата — не самого шаббата ты боишься, а Того, кто приказал соблюдать шаббат, так и в случае со святилищем — не его ты боишься, а Того, кто приказал его построить».

Отсюда можно выучить, что почтение к шаббату и почтение к храму имеют один и тот же смысл — славу Небес. А значит, и в отношении шаббата действует правило: «Нет места гордыне перед Всевышним», и награда за его соблюдение велика (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

Какие отношения должны быть между моим будущим мужем и моей дочерью?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Что-то такое случилось, что я не понимаю, зачем я здесь и какая цель...

15 июля, отвечает Ита Минкин

У нас в третий раз та же ситуация... Б-г нас хочет чему-то научить?

13 июля, отвечает Хая Черняк