«И исповедуются в своем грехе» (26:40). В самом признании греха и исповеди уже есть нечто такое, что помогает оправдать человека. Знающий, что поступил неправильно, и признающийся в этом успокаивает гнев и приготавливает себя к прощению и настоящему искуплению.
Припоминаю случай, — рассказывал гаон раби Менахем Цви Берлин, глава ешивы «Рабейну Хаим Озер», — произошедший в районе Ахва в Иерусалиме. Из него можно понять, насколько драгоценно признание греха.
Эти события происходили в период, когда поставка продуктов была ограничена, и народ «живущий в Ционе» терпел нелегкие дни. Большие, благословенные детьми семьи получали мясо всего раз в месяц, а то и еще реже. Но участь одной иерусалимской семьи была лучше — она получала посылки с мясными продуктами от одного американского еврея, решившего поддержать ее.
И вот настал день, когда эта семья получила письмо от своего благодетеля, в котором он сообщал о своем решении переехать в Израиль. Мать семейства поспешила встретить этого господина почетной трапезой, чтобы выразить свою благодарность за помощь на протяжении лет. В день его приезда она достала самую красивую посуду, положила на стол цветную скатерть и приготовила самую вкусную еду.
За два или три часа до того, как их благодетель должен был прибыть в Иерусалим, стол был накрыт и приготовлен со всей торжественностью, как подобало для почтенного гостя. Зная своих детей, хозяйка закрыла дверь в комнату, чтобы никто из них не вошел туда и не причинил вреда.
Один из маленьких детей, бывший особенно любопытным, захотел проникнуть в комнату и поближе рассмотреть роскошный стол. Все-таки не каждый день устраивали такое событие в Иерусалиме в те дни…
Ребенок подождал, пока его мать уйдет из дома на несколько минут, и воспользовался моментом. Он сумел пробраться в комнату, покрутился возле стола, посмотрел на посуду и решил, что пора уходить. Но тут его цицит зацепился за скатерть, свисавшую со стола. Ребенок этого не заметил и продолжал идти, потащив за собой все, что было на столе. Посуда упала на пол и разбилась, и все красивые приготовления пошли насмарку.
Мама, уже успевшая вернуться домой, услышала грохот от разбиения посуды и содрогнулась. Что было сил она кинулась в комнату и увидела, какой «подарок» приготовил ей младший сынок. Он все еще оставался рядом со столом, потрясенный, как и его мать.
Увидев лицо матери, он выскользнул из дома и побежал, а она пустилась за ним.
И так бежали они из переулка в переулок, пока прохожие смотрели на это странное зрелище. В какой-то момент ребенок обернулся и увидел, что мать уже почти настигла его. Еще немного, и она схватит его и задаст хорошую взбучку.
Поняв, что беды не миновать, он на мгновение остановился, повернулся навстречу матери и сказал: «Мама, я согрешил. Я сожалею и обещаю, что больше такого не повторю. Прости меня».
Что же сделала мама, услышав такое?
Вместо того, чтобы врезать ему ремня за весь причиненный ущерб, она обняла его за шею и принялась целовать! И всякий, кто видел эту сцену, — заканчивает гаон раби Менахем Цви Берлин, — извлек из этого урок о силе исповеди и признания греха (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»