Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Шутовство — “товарищ” преступления, потому что оно лишает страха. Всякий насмешник попадёт в Ад и не удостоится предстать перед Вс-вышним»Раби Йеуда а-Хасид, Сефер а-Хасидим 88
Мы поднимаемся на небо, а сумки наши набиты до отказа, полны как гранат. Там есть малые и большие заповеди, легкие и тяжелые.

«И освящусь среди сынов Израиля» (22:32). Длинный путь проделали наши души от «узла жизни», от крыльев Шхины до этого нижнего мира, чтобы провести в нем несколько десятков лет и вернуться вместе с сокровищем, с навсегда приобретенными заповедями, которые помогают нам заслужить рай — вечное счастье. Мы поднимаемся на небо, а сумки наши набиты до отказа, полны как гранат. Там есть малые и большие заповеди, легкие и тяжелые. В другой руке у нас будет черная сумка с грехами и преступлениями. «Вес ее измеряется не числом, а величиной. Бывает заслуга, равносильная нескольким грехам, а бывает грех, равносильный нескольким заслугам, как сказано: “Один грешник уничтожит много блага!” И взвешиваются они не иначе, как в разуме Б-га Разума — лишь Он знает, как соотносить заслуги с грехами» (Рамбам, Тшува 3:4).

В качестве общего правила, нам сказано: «Будь внимателен к легкой заповеди, как и к тяжелой, ибо не знаешь ты награду за них». И также нам передано, что «глубина суда скрыта от людей» (Псахим 54 б). Тем не менее, наши учителя открыли частицу тайн мира суда и награды — некоторые соображения, которые учитываются в верхнем мире.

Гаон раби Исраэль из Саланта открыл, что большее наказание полагается именно за отказ от исполнения легких заповедей. Именно из-за того, что они такие легкие, нет никакого оправдания для того, кто ими пренебрегает! Он приводит в обоснование этого тезиса пример из Гмары (Менахот 43 б). Царь приказал одному своему рабу носить рабское клеймо из высохшей глины, а второму достать себе золотое клеймо. Но оба раба пренебрегли этим и не сделали себе клейма. «Кому из них уготовано большее наказание? Следует сказать, что тому, кто должен был носить клеймо из глины, и не носил». Ведь он мог с легкостью достать его, а отказавшись от этого, проявил непокорность!

Его ученик, раби Исраэль Блазер​, в книге «Кохвей Ор» (гл. 2) указывает на дополнительный принцип в вопросах награды и наказания. Нарушение шаббата и еда в Йом Кипур приводят к более суровому наказанию, чем нарушение легкого запрета, и раскаяние за них требуется более глубокое. Также есть грех, который сильнее любых других. Это очернение имени Б-га, о чем сказано: «И открылось ушам Б-га Воинств, и не искупится для вас грех этот, пока не умрете» (Ишайя 22:14). Лишь один совет можно дать тому, кто совершил этот грех — освятить имя Небес, и тогда он будет прощен.

Получается, — заключает раби Исраэль Блазер, — что хотя и остается справедливым правило: «Ибо не знаешь ты награду за заповеди», все-таки существует одна заповедь, которая, как мы знаем, равносильна всем остальным. Она перечислена в нашей недельной главе — заповедь освящения Имени!

Есть распространенная ошибка — будто бы «освящение Имени» неизбежно предполагает смерть во Имя Творца. Действительно, это очень высокая ступень, и награда за нее несравненна: «Ни одна душа не может устоять там, где находятся казненные царством» (Псахим 8 а). Однако всякий, кто умножает славу Небес и принимает участие в укреплении этой славы, участвует и в освящении Имени Б-га. Он удостаивается выполнить самую важную из всех 613 заповедей, которая равносильна всем им. Это заповедь, ради которой был сотворен мир: «Благословен Всесильный наш, сотворивший нас во славу Себе». «Все, что создал Святой, благословен Он, в Своем мире, Он создал лишь во славу Себе».

В святой Гмаре (Йома 86 а) мы находим пример освящения Имени: «“Возлюби ближнего, как самого себя” — чтобы Имя Небес становилось любимо для других благодаря тебе. Читай (Тору), учи (Мишну) и прислуживай мудрецам (в изучении Гмары), а дела свои с людьми веди доброжелательно. Что люди скажут о таком человеке? “Счастлив отец его, обучивший его Торе! Счастлив учитель его, обучивший его Торе! Горе тем, кто не изучал Тору! Такой-то, изучавший Тору, — посмотрите, как хороши пути его, как благородны поступки его!” О нем говорит Писание: “И сказал мне: служитель Мой ты, Израиль, через тебя прославлюсь” (Ишайя 49:3)».

Эти слова Гмары воодушевляют, поскольку из них становится ясно, что самая важная заповедь Торы — освящение Имени Б-га — за которую полагается огромная награда, очень легка для исполнения! Нужно всего лишь вести себя порядочно и вежливо, сдержанно и обдуманно. (Естественно, и наказание для того, кто пренебрегает этой заповедью, огромно. То же самое сказано и о Торе — как ее изучение «равносильно всему», так и отказ от него равносилен всем грехам). Значит, требование освящать Имя Б-га — очень строгое, как из-за тяжести греха очернить Его Имя, так и из-за легкости в исполнении этой заповеди. Что от нас требуется? Приличная одежда, вежливый язык, сдержанное поведение.

Праведник раби Симха Буним из Пшисхи рассказывал ученикам, как однажды пришел к своему учителю — Святому Еврею из Пшисхи, который вздрогнул и спросил, отчего его лицо такое ужасное, и почему он побелел, как больной. И тот ответил, что некто страшно опозорил его, поразив в самое сердце, и погасил свет в его глазах. Святой Еврей рассердился на того человека, осмелившегося так уязвить его лучшего ученика, и решил разузнать, кто он такой.

Тогда раби Буним сказал: «Прошу прощения, но я не могу назвать его имени».

Учитель пробовал уговорить его, но тот оставался на своем.

Святой Еврей спросил: «И что же ты ответил ему?»

«После того, как он опозорил меня, я поцеловал его от всего сердца!» — произнес раби Буним.

Учитель удивился и повелел рассказать, как все было.

Делать было нечего, и тот рассказал: «Я изучал книгу Шевет Мусар, и увидел, что все еще не могу служить Творцу. Кому как не мне знать, что это правда? Ведь сказано (Иерушалми, Шаббат 1:2), что учащийся должен видеть, как автор текста стоит перед ним. Я представил, будто автор стоит передо мной и увещевает меня. Мне стало очень стыдно, и душа почти вышла из моего тела. Я закрыл книгу и поцеловал ее, положив на место…»

«Почему он об этом рассказал? — завершил историю его ученик раби Шмуэль из Шинавы (Раматаим Цофим), — чтобы показать нам, как нужно учить книги по Мусару!» (Майян а-Шавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Душа болит за шестнадцатилетнего сына...

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Не могу стоять или сидеть рядом с мужчинами...

17 декабря, отвечает Ита Минкин

Муж — невротик?

16 декабря, отвечает Ципора Харитан