Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Праздник опресноков соблюдай, семь дней ешь опресноки, как Я заповедал тебе, в праздник весеннего месяца, когда вышел ты из Египта». Если в Песах едят квасное (хамец), наказание за это более суровое, чем за поедание свиного мяса: «Ибо каждый, кто ест квасное, — истребится эта душа из Израиля, с первого дня по седьмой день».

Мы не занимаемся тайными знаниями, но здесь мы встречаем некую духовную «диету», очищение и утончение, о важности и благотворном влиянии которых знает лишь Сам Творец мира. В святом Зоаре есть намек на это.

Святой гаон, автор книги «Авней Незер», указывает на слова из Гмары (Йома 4 б). Там говорится, что перед восхождением для получения Торы Моше ждал шесть дней под покровом облака, чтобы очиститься от еды и питья в своем животе. Отсюда видно, что в течение шести дней все еще сохраняется след от употребленной ранее пищи, а чтобы устранить его, необходимы семь дней. Это и есть семь дней Песаха, после которых в нас сохраняются лишь остатки заповеданной пищи — «еды исцеления», представляющей тайну веры.

Насколько же нам нужно следить за тем, чтобы все дни Песаха в наши уста не вошла пища, содержащая что-то хотя бы отдаленно сомнительное! И насколько же нужно следить за кошрутом, чтобы извлечь всю пользу из этих возвышенных дней!

В конце второй мировой войны в городе Джарба правила военная власть. Немцы окружили остров, а французский правитель велел собрать все припасы. Было невозможно достать муку для выпечки мацы, а торговля мукой без разрешения была строго запрещена.

Гаон раби Моше Калфон а-Коэн обратился к военному раввину — Ицхаку Леви Рабиновичу, чтобы тот использовал свое положение и повлиял на руководство: пусть евреям дадут право покупать у крестьян муку для приближающегося праздника.

Правитель не любил евреев и точно ответил бы отказом на любую подобную просьбу, если бы она исходила от местных жителей. Он бы пришел в ярость и стал обвинять их в саботаже военной деятельности. Но когда эту просьбу высказал армейский раввин, тому неловко было отказывать.

Он сказал, что рав должен сам придти к нему и получить разрешение лично в руки. Когда рав Калфон предстал перед ним, правитель разозлился и стал ругаться: «Почему ты действуешь через представителя посторонней силы, зачем вмешивать его в наши внутренние дела? Почему сразу не пришел ко мне сам?!»

И только после того, как осыпал рава оскорблениями, он дал ему долгожданное разрешение.

Рав взял документ, не говоря ни слова, и отправился покупать пшеницу для всех членов общины, чтобы не было недостатка в муке для мацы. Он был рад тому, что удостоился принять все эти обиды во имя своей веры и благополучия своего народа.

Спустя несколько дней, правителя позвали в военную зону. Когда он выходил из своей машины, чтобы осмотреть район, то случайно наступил на мину, и его разорвало на мелкие кусочки. Армейский раввин в то время был в отпуске и уехал в свою страну, а когда вернулся в Джарбу на следующий день после окончания Песаха, спросил, чем закончилось дело. Ему пересказали всю цепочку событий. «Об этом и сказано: остерегайтесь углей их, дабы вам не обжечься», — сказал он (Майян а-Моэд).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

У нас с мужем — период новой влюбленности, понимания друг друга. Но в физическом плане — не очень...

18 мая, отвечает Ципора Харитан

Какая одежда считается кошерной для еврейской женщины?

16 мая, отвечает Мирьям Климовская

Муж не работает, язык не учит, большую часть времени проводит за компьютером…

14 мая, отвечает Ципора Харитан