Темы: Недельная глава, Ваикра, Оцарот
«Самца без порока пусть принесет» (1:10). «А если из мелкого скота жертва его — из баранов или из коз во всесожжение — самца без порока пусть принесет». Мудрецы учат нас, что требование «непорочности» в жертвах относится лишь к скоту, но не к птицам. Если птица, к примеру, слепая, она все равно годится в качестве жертвы.
Но и здесь есть свои границы: если не хватает части тела, если отсохло крыло, отрезана нога, выколот глаз, такая жертва непригодна и не будет принята с благоволением.
Здесь и для нас содержится урок. 248 заповедей, говорят мудрецы, соответствуют 248 органам в теле. Счастлив тот, кто исполняет их в совершенстве. Тогда его духовная структура восполняется и светит во всем своем блеске.
Однако, некоторые исполняют, но не в совершенстве — например, молятся, но без сосредоточения, или совершают заповедь, но рассеянно и в спешке. У такого человека есть 248 заповедей, но многие из них «увечные». В случае с птицей (которую приносят в жертву бедняки) такое тоже сгодится, но лишь при одном условии: чтобы заповедь не теряла саму свою основу — чтобы не попала в категорию таких жертв, у которых не хватает целой части тела. Нельзя «перепрыгивать» через какую-то заповедь. Ни одного дня не должно проходить без наложения тфилин, нельзя пропускать молитву или благословение. Если хоть одной заповеди будет недоставать, то даже в качестве «жертвы бедного» такое служение уже ни на что не сгодится.
Мы должны знать, что каждое движение и каждый шаг — это целый поступок. За ходьбу от дома до синагоги получают «награду за шаги» за каждый шаг, и то же самое — с ходьбой до бейт-мидраша.
Вот что говорит раби Нахман из Бреслава: «Святой, благословен Он, радуется и получает удовольствие даже от маленького действия самого ничтожного из евреев — даже от грешников, нарушителей и преступников Израиля, до тех пор пока имя Израиля наречено на них, то есть пока у них остается вера. Всевышний получает наслаждение и прославляется от каждого мелкого движения, которое они иногда совершают в молитве или какой-то заповеди».
Более того, каждое из наших действий запечатлевается в нас во всех своих частях, и каждая часть оставляет свой собственный след.
Теперь взгляните: некто стоит в молитве, кланяется и нагибается, совершает телодвижения, а потом делает три шага назад, поворачивается направо и налево и еще раз кланяется вперед. Сколько он запечатлеет подробностей! И так день за днем и год за годом.
Гаон раби Меир Цви Берман в книге «Шаарей Ора» (ч. 2, 81) говорит о том, что слышал от своего тестя — автора книги «Ави Эзри», а тот слышал это от раби И. З. А-Леви из Бриска. Они рассказывали это каждый своему ученику, и эта цепочка тянется до самого раби Хаима из Воложина, который рассказал, что жена Виленского Гаона собирала пожертвования вместе с еще одной женщиной. Время шло, и женщины состарились. Им стало тяжело ходить. Они приободряли друг друга напоминанием о награде, которая их ожидает. Договорились, что та из них, которая умрет первой, придет ко второй во сне и расскажет, какая выпала участь и какую награду она получила за собирание пожертвований.
Подруга жены Гаона умерла первой. Она пришла к своей подруге и сказала: «Я не вправе открыть тебе, какое решение обо мне вынесено на небесном суде, но поскольку я дала тебе обещание, мне разрешили рассказать лишь об одном…
Знай же, что деньги пожертвований записаны на нас обеих, но на твоем счету записано, что ты поднимала руку и показывала пальцем».
Это означает, что ни одно движение и ни один маленький шаг не пропадает — за все нас ждет награда в будущем мире (Майян а-Шавуа).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.