Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда рав Эйделс ушел из Острога, чтобы стать раввином Люблина, никто не обещал ему, что он сможет вернуться на прежний пост. И тем не менее он согласился оставить Острог и переехать в Люблин.

«Да не будет ссоры между мной и тобой» (13:8). Рассказывает рав Зильберштейн.

Есть удивительная история о раве Шмуэле Элиэзере Эйделсе (Маарша), которую я люблю рассказывать каждый раз, как иду преподавать в классе, где начинают изучать Гмару.

Все удивляются, чем рав Эйделс удостоился того, что нет ни одного издания Талмуда в мире, в котором отсутствовал бы его комментарий. Послушайте же рассказ о том, чем он готов был пожертвовать ради Творца и Торы, чтобы утвердить мир в народе Израиля.

В начале своего пути он преподавал в ешиве, где были сотни учеников. Ее содержала на свои деньги его теща Эйдель до самой своей смерти. Когда она отошла в мир иной, открыли ее завещание, и оказалось, что денег осталось всего на месяц. Пришлось раву Шмуэлю Эйдельсу искать себе место в раввинате, чтобы обеспечить себя и свою ешиву.

В ту пору самый почетный раввинат заседал в городе Острог, и с ним были связаны 280 населенных пунктов с солидными еврейскими общинами. Маарша занял должность в этой важной организации.

Спустя несколько лет после его назначения, разгорелся спор между раби Меиром из Люблина, который содержал там ешиву, и раби Шимоном Зеэвом, также стоявшим во главе своей ешивы. В итоге их разногласие выросло настолько, что подключились их ученики, а потом и весь город превратился в бурлящий котел.

В результате оба раввина решили уйти со своих должностей, чтобы прекратить раздоры, начавшиеся в городе. Члены общины, оставшиеся без руководителей, обратились к Маарша с просьбой оставить свой пост в раввинате Острога и придти к ним в Люблин.

Никто не ждал, что он согласится, однако рав Шмуэль Эйделс действительно откликнулся на предложение.

На первое же его выступление в шаббат собрались все жители города, и новый раввин начал с того, что поставил перед общиной два вопроса:

«Во-первых, как вы могли позвать меня сюда? Вы ведь знаете, что в Остроге раввинат гораздо больше, и зарплата там выше. А второй вопрос: почему я согласился придти к вам?

На второй вопрос мне ответить нетрудно. Если в вашей общине в Люблине есть двое таких людей, как раби Меир и раби Шимон Зеэв, то мне уже достаточно этого, чтобы быть вашим раввином. Но чего я до сих пор понять не могу, это как вы решились позвать меня?» И Маарша еще долго говорил о важности раввинской должности, после чего завершил выступление.

На следующий день он вновь собрал жителей города и сказал им следующее: «Как раввин города я постановляю вам на основании закона Торы: раби Меир вернется на свой пост раввина и главы ешивы в Люблине, а раби Шимон Зеэв отправится занять должность в Праге. Что же касается меня… я возвращаюсь в Острог». Все так и произошло, и с тех пор в городе воцарился мир.

Из этой истории можно выучить, — закончил рав Зильберштейн, — сколько человек должен быть готов отдать ради Творца и ради мира в народе Израиля. Ведь ясно, что после того, как рав Эйделс ушел из Острога, чтобы стать раввином Люблина, никто не обещал ему, что он сможет вернуться на прежний пост. И тем не менее он согласился оставить Острог и переехать в Люблин. Он сделал это, только чтобы примирить враждующие стороны и утвердить мир в этом городе.

И если рав отказывается от личных почестей и своей должности ради Творца и Торы, это уже достаточная причина для того, чтобы размещать его комментарии в каждом издании Талмуда (Бархи Нафши).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

Я вышла замуж поздно. Гложут мысли о том, что юность не повторится…

14 апреля, отвечает Хая Черняк

Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше