Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда рав Эйделс ушел из Острога, чтобы стать раввином Люблина, никто не обещал ему, что он сможет вернуться на прежний пост. И тем не менее он согласился оставить Острог и переехать в Люблин.

«Да не будет ссоры между мной и тобой» (13:8). Рассказывает рав Зильберштейн.

Есть удивительная история о раве Шмуэле Элиэзере Эйделсе (Маарша), которую я люблю рассказывать каждый раз, как иду преподавать в классе, где начинают изучать Гмару.

Все удивляются, чем рав Эйделс удостоился того, что нет ни одного издания Талмуда в мире, в котором отсутствовал бы его комментарий. Послушайте же рассказ о том, чем он готов был пожертвовать ради Творца и Торы, чтобы утвердить мир в народе Израиля.

В начале своего пути он преподавал в ешиве, где были сотни учеников. Ее содержала на свои деньги его теща Эйдель до самой своей смерти. Когда она отошла в мир иной, открыли ее завещание, и оказалось, что денег осталось всего на месяц. Пришлось раву Шмуэлю Эйдельсу искать себе место в раввинате, чтобы обеспечить себя и свою ешиву.

В ту пору самый почетный раввинат заседал в городе Острог, и с ним были связаны 280 населенных пунктов с солидными еврейскими общинами. Маарша занял должность в этой важной организации.

Спустя несколько лет после его назначения, разгорелся спор между раби Меиром из Люблина, который содержал там ешиву, и раби Шимоном Зеэвом, также стоявшим во главе своей ешивы. В итоге их разногласие выросло настолько, что подключились их ученики, а потом и весь город превратился в бурлящий котел.

В результате оба раввина решили уйти со своих должностей, чтобы прекратить раздоры, начавшиеся в городе. Члены общины, оставшиеся без руководителей, обратились к Маарша с просьбой оставить свой пост в раввинате Острога и придти к ним в Люблин.

Никто не ждал, что он согласится, однако рав Шмуэль Эйделс действительно откликнулся на предложение.

На первое же его выступление в шаббат собрались все жители города, и новый раввин начал с того, что поставил перед общиной два вопроса:

«Во-первых, как вы могли позвать меня сюда? Вы ведь знаете, что в Остроге раввинат гораздо больше, и зарплата там выше. А второй вопрос: почему я согласился придти к вам?

На второй вопрос мне ответить нетрудно. Если в вашей общине в Люблине есть двое таких людей, как раби Меир и раби Шимон Зеэв, то мне уже достаточно этого, чтобы быть вашим раввином. Но чего я до сих пор понять не могу, это как вы решились позвать меня?» И Маарша еще долго говорил о важности раввинской должности, после чего завершил выступление.

На следующий день он вновь собрал жителей города и сказал им следующее: «Как раввин города я постановляю вам на основании закона Торы: раби Меир вернется на свой пост раввина и главы ешивы в Люблине, а раби Шимон Зеэв отправится занять должность в Праге. Что же касается меня… я возвращаюсь в Острог». Все так и произошло, и с тех пор в городе воцарился мир.

Из этой истории можно выучить, — закончил рав Зильберштейн, — сколько человек должен быть готов отдать ради Творца и ради мира в народе Израиля. Ведь ясно, что после того, как рав Эйделс ушел из Острога, чтобы стать раввином Люблина, никто не обещал ему, что он сможет вернуться на прежний пост. И тем не менее он согласился оставить Острог и переехать в Люблин. Он сделал это, только чтобы примирить враждующие стороны и утвердить мир в этом городе.

И если рав отказывается от личных почестей и своей должности ради Творца и Торы, это уже достаточная причина для того, чтобы размещать его комментарии в каждом издании Талмуда (Бархи Нафши).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как перестать завидовать?

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Что пообещать Творцу, чтобы он послал мне вторую половинку?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Моя мама пьет…

17 марта, отвечает Ципора Харитан

Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше