На исходе Йом Кипура машгиах ешивы Хеврон, рав Меир Хадаш, выступал перед слушателями. Иногда, — говорил он, — в сердце закрадываются мысли отчаяния: нам кажется, что мы стараемся стать лучше, и вроде бы сердце уже открылось, и мы взошли к вершинам. Но проходят святые дни, и мы остаемся такими же, какими и были. И нам кажется: ведь уже много раз в нашей жизни были Рош а-Шана и Йом Кипур, но они не оставили в нас следа… Почему в этом году должно быть иначе?
Однако, нужно знать, что это не так: если бы эти святые дни проходили бесследно, Творец мира не заповедал бы соблюдать их. Они непременно оставляют отпечаток в душе. И я, — сказал рав Хадаш, — могу засвидетельствовать подобное из своего опыта!
В разгар первой мировой войны я как-то раз шел по улице, и меня схватил солдат и отвел во двор командного пункта. Убить еврея в то время не было преступлением, и он поставил меня к стене. «Подвинься правее!» — крикнул он. Я был так напуган, что не мог сдвинуться с места. «Двигайся, — закричал он, — встань в центре!»
На его крик наверху открылось окно и прозвучал вопрос: «Что там за шум?»
«Я привел жида на расстрел», — ответил солдат.
«Оставь его, пусть идет», — раздалась команда.
Солдат опустил ружье и ушел в здание. Так я остался живым. Я бежал оттуда, словно окрыленный. От всего сердца я благодарил Творца и был готов посвятить свою жизнь Торе, заповедям и актам милосердия. Но время стирает переживания, и с годами этот случай почти забылся.
Спустя несколько лет, я приехал в страну Израиля и учился в ешиве Хеврон. Но в 1929 году произошла страшная резня. Нас было около 60 человек, когда злодеи ворвались в зал. Я и мой друг, рав Бинъямин, сразу бросились на пол, а на нас падали тела убитых. Мой друг стал шептать мне: «Они ведь проверят и найдут нас, будут пытать и мучить. Давай встанем и будем молить их, чтобы убили сразу!» Я ответил: «Тише! Лежи молча, и мы спасемся». В итоге так и произошло.
Из этого опыта я выучил, что прежнее переживание, которое уже забылось и исчезло из памяти, на самом деле оставляет глубокий след. И когда происходит еще одно похожее событие, то старое всплывает на поверхность и прибавляет к нему свою силу, напоминает о своем уроке.
Поэтому повторяющиеся каждый год праздники похожи больше не на вращение по кругу, а на вкручивание винта. С каждым оборотом он входит все глубже и крепче. А значит, следующий Йом Кипур станет для нас еще более ощутимым и глубоким и подарит прощение и искупление грехов (Майян а-Моэд).
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»