Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раввин не заметил пирожного, ему все равно — ест он или нет. Ведь слова Торы услаждают нёбо его подобно меду из сот.

«Когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Б-га Всесильного твоего» (Дварим 8:10)

Выступает рав Галинский.

В Шулхан Арухе присутствует странный закон — в том смысле, что алаха установлена, но ситуация для нее не совсем ясна: «Съел [хлеб] и не уверен, благословил Биркат а-Мазон или нет — обязан благословить, ведь это повеление Торы; как написано: “Когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Б-га Всесильного твоего”» (Орах Хаим 184:4).

Спросите, чего же здесь удивительного? Я вам расскажу.

Хатам Софер был погружен всем своим существом в мир Торы, занимаясь анализом алахи, преподаванием и написанием респонсов. Однажды, после лекции для студентов ешивы, он возвратился в кабинет, крайне утомленный. Просмотрел алахические вопросы, направленные ему со всех концов еврейского мира, и рассеянно откусил от пирожного, которое ему поднес слуга — все его мысли были заняты запутанными проблемами.

Слуга заметил и расстроился: ведь такое вкусное пирожное нельзя просто глотать, не замечая — его нужно пробовать с намерением насладиться вкусом и ощущать удовольствие от каждого кусочка! Рав вообще не заметил пирожного, ему все равно — ест он или нет. Ведь слова Торы услаждают нёбо его подобно меду из сот. Потому решил слуга поступить с пирожным «по чести» и съесть его с достойным намерением. Как решил, так и сделал.

Хатам Софер уселся поудобней и продолжил разбирать многочисленную корреспонденцию. Парень же вынес пирожное на тарелке и съел его сам в другой комнате. А пустую тарелку с крошками вернул на край рабочего стола.

Хатам Софер завершил просмотр писем, во время которого он сформулировал алахические ответы. Посмотрел на парня и спрашивает:

— А где пирожное?

Тот изумился, но виду не дал:

— А Вы, рав, его съели — разве не помните?

Вот наглец!

Хатам Софер ему ответил:

— Сказать по правде, я не помню, ел ли, ведь я был занят письмами…

Парень вздохнул с облегчением.

— …но я точно знаю, что не произносил благословение — а если так, то и не ел!

Я же спрашиваю: если Хатам Софер не помнил, поел ли он, но точно помнил, что не благословлял — как же с нами происходит, что мы не помним о благословении, но наверняка помним, что поели?

Ну, помилуйте, что за вопрос! Потому лишь, что все внимание Хатам Софера посвящалось благословению, а наше посвящается еде. Хатам Софер жевал что-то, размышляя о Торе, мы же бормочем что-то, а чем занят наш мозг тем временем?

А ведь перерыв при произношении Биркат а-Мазон равноценен перерыву во время молитвы Амида!

Более того, от имени Магида из Межерича говорят, что Биркат а-Мазон требует большего сосредоточения, чем молитва — ведь молитва установлена мудрецами, а Биркат а-Мазон — повеление Торы. Хотя, может, и не следует говорить об этом из-за того, о чем я сейчас расскажу.

Хафец Хаим просил молодых людей, занятых продажей его книг в еврейских местечках, чтобы они выступали с разъяснениями о том, насколько важно оберегать свой язык от злословия.

Один из них приехал в городок, где жили люди необразованные. Собрал их и начал говорить:

— Господа! Кашрут еврейской кухни, слава Б-гу, вещь общепринятая — мы не опасаемся, что кто-либо станет покупать некошерное мясо, уж и подавно — свинину.

— Б-же упаси, — отозвались собравшиеся.

— Все также полностью разделяют между мясом и молоком и следят за соблюдением шести часов между мясными и молочными блюдами!

— А как же! — все согласились.

— Однако, заметьте! — юноша повысил голос, — выжидание шести часов является лишь обычаем, узаконенным в алахе. Запрет на смешение мяса птицы с молоком установлен мудрецами. Закон о свином мясе содержит запрет на каждый «ке-заит» (на мясо размером с оливку) — а сколько таких размеров уже можно съесть…

Тогда как сказав лишь единожды злые слова о ближнем, можно нарушить 17 запретов Торы, каждый из которых расценивается как три смертных греха — идолопоклонство, разврат и убийство! (Эрхин 15 б)

Люди были поражены.

Ведь и вправду новость, они о таком не знали!

Уже на выходе он услышал, как они обмениваются впечатлениями: если, дескать, соблюдение кашрута менее строго, чем злословие, может и вправду люди его преувеличили… Так что, если прерывать Биркат а-Мазон — это почти то же самое, что прерывать молитву, может, во время молитвы можно отвечать на звонки или просматривать газетные заголовки?

Так что лучше об этом умолчать (Ве-игадта).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.