Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раввин не заметил пирожного, ему все равно — ест он или нет. Ведь слова Торы услаждают нёбо его подобно меду из сот.

«Когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Б-га Всесильного твоего» (Дварим 8:10)

Выступает рав Галинский.

В Шулхан Арухе присутствует странный закон — в том смысле, что алаха установлена, но ситуация для нее не совсем ясна: «Съел [хлеб] и не уверен, благословил Биркат а-Мазон или нет — обязан благословить, ведь это повеление Торы; как написано: “Когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Б-га Всесильного твоего”» (Орах Хаим 184:4).

Спросите, чего же здесь удивительного? Я вам расскажу.

Хатам Софер был погружен всем своим существом в мир Торы, занимаясь анализом алахи, преподаванием и написанием респонсов. Однажды, после лекции для студентов ешивы, он возвратился в кабинет, крайне утомленный. Просмотрел алахические вопросы, направленные ему со всех концов еврейского мира, и рассеянно откусил от пирожного, которое ему поднес слуга — все его мысли были заняты запутанными проблемами.

Слуга заметил и расстроился: ведь такое вкусное пирожное нельзя просто глотать, не замечая — его нужно пробовать с намерением насладиться вкусом и ощущать удовольствие от каждого кусочка! Рав вообще не заметил пирожного, ему все равно — ест он или нет. Ведь слова Торы услаждают нёбо его подобно меду из сот. Потому решил слуга поступить с пирожным «по чести» и съесть его с достойным намерением. Как решил, так и сделал.

Хатам Софер уселся поудобней и продолжил разбирать многочисленную корреспонденцию. Парень же вынес пирожное на тарелке и съел его сам в другой комнате. А пустую тарелку с крошками вернул на край рабочего стола.

Хатам Софер завершил просмотр писем, во время которого он сформулировал алахические ответы. Посмотрел на парня и спрашивает:

— А где пирожное?

Тот изумился, но виду не дал:

— А Вы, рав, его съели — разве не помните?

Вот наглец!

Хатам Софер ему ответил:

— Сказать по правде, я не помню, ел ли, ведь я был занят письмами…

Парень вздохнул с облегчением.

— …но я точно знаю, что не произносил благословение — а если так, то и не ел!

Я же спрашиваю: если Хатам Софер не помнил, поел ли он, но точно помнил, что не благословлял — как же с нами происходит, что мы не помним о благословении, но наверняка помним, что поели?

Ну, помилуйте, что за вопрос! Потому лишь, что все внимание Хатам Софера посвящалось благословению, а наше посвящается еде. Хатам Софер жевал что-то, размышляя о Торе, мы же бормочем что-то, а чем занят наш мозг тем временем?

А ведь перерыв при произношении Биркат а-Мазон равноценен перерыву во время молитвы Амида!

Более того, от имени Магида из Межерича говорят, что Биркат а-Мазон требует большего сосредоточения, чем молитва — ведь молитва установлена мудрецами, а Биркат а-Мазон — повеление Торы. Хотя, может, и не следует говорить об этом из-за того, о чем я сейчас расскажу.

Хафец Хаим просил молодых людей, занятых продажей его книг в еврейских местечках, чтобы они выступали с разъяснениями о том, насколько важно оберегать свой язык от злословия.

Один из них приехал в городок, где жили люди необразованные. Собрал их и начал говорить:

— Господа! Кашрут еврейской кухни, слава Б-гу, вещь общепринятая — мы не опасаемся, что кто-либо станет покупать некошерное мясо, уж и подавно — свинину.

— Б-же упаси, — отозвались собравшиеся.

— Все также полностью разделяют между мясом и молоком и следят за соблюдением шести часов между мясными и молочными блюдами!

— А как же! — все согласились.

— Однако, заметьте! — юноша повысил голос, — выжидание шести часов является лишь обычаем, узаконенным в алахе. Запрет на смешение мяса птицы с молоком установлен мудрецами. Закон о свином мясе содержит запрет на каждый «ке-заит» (на мясо размером с оливку) — а сколько таких размеров уже можно съесть…

Тогда как сказав лишь единожды злые слова о ближнем, можно нарушить 17 запретов Торы, каждый из которых расценивается как три смертных греха — идолопоклонство, разврат и убийство! (Эрхин 15 б)

Люди были поражены.

Ведь и вправду новость, они о таком не знали!

Уже на выходе он услышал, как они обмениваются впечатлениями: если, дескать, соблюдение кашрута менее строго, чем злословие, может и вправду люди его преувеличили… Так что, если прерывать Биркат а-Мазон — это почти то же самое, что прерывать молитву, может, во время молитвы можно отвечать на звонки или просматривать газетные заголовки?

Так что лучше об этом умолчать (Ве-игадта).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

Мужчина занял у меня деньги и сказал, не вернет, т. к. он жмот. Люблю, но как воспитать в нем щедрость?

23 мая, отвечает Ципора Харитан

Восьмимесячный ребенок манипулирует мамой: плачет, чтобы его взяли на руки...

21 мая, отвечает Ита Минкин

У нас с мужем — период новой влюбленности, понимания друг друга. Но в физическом плане — не очень...

18 мая, отвечает Ципора Харитан