Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вообразите себе двух детей, играющих в прятки. Один прячется, а другой его не ищет. Прячется Б-г, а человек не ищет Его. Представьте же, как Он страдает»Раби Борух из Меджибожа
«У мудрого глаза в голове» — в начале дела он смотрит на то, что ожидает его в конце

«Коэну будет» (5:9). Выступает рав Галинский.

В нашей недельной главе стоят рядом три отрывка, совершенно отличные друг от друга. Первый говорит о приношениях коэну, второй — о неверной жене (соте), третий — о назире.

Что объединяет их и связывает вместе?

Человечество можно поделить на две части: на мудрецов и глупцов. И где же находимся мы? Не спешите отвечать. Чтобы узнать ответ, нужно пройти испытание.

Где критерий? Об этом мы учили (Тамид 32 а): «Кто такой мудрец? Видящий будущее». И сказано (Коэлет 2:14): «У мудрого глаза в голове» — в начале дела он смотрит на то, каким будет его конец (Раши). «А глупец в темноте идет» — идущий во тьме может сделать только следующий шаг, но он не знает, что ожидает его дальше.

Суть в том, что мудрец живет будущим, смотрит на него и принимает в расчет. Он готов ограничить себя и потерпеть в настоящем ради блага в будущем. Он готов отказаться от желаемого сейчас, чтобы не пришлось страдать и получать наказание потом. А у глупца есть только настоящий момент и ничего более.

Под «видением будущего» понимается не только духовное, хотя духовное — прежде всего. Однажды я встретил человека, который рассказал мне, в каком печальном состоянии он живет. У него большая семья в маленькой квартире. Он переехал в большую квартиру и покупает ее через ипотеку. Ему приходится платить тысячи шекелей ежемесячно из своей скромной зарплаты.

Давать подходящий совет — это, как известно, заповедь. Я спрашиваю его: «А если сдашь свою маленькую квартиру, сколько будешь получать?»

«Четыре тысячи шекелей в месяц», — говорит он.

«И сколько будешь платить за съем большой квартиры?» — спрашиваю.

«Шесть тысяч в месяц».

Разница — две тысячи. «А сколько платишь сейчас?»

«Пять тысяч в месяц», — отвечает он.

Ну, разве не жалко? Можно экономить три тысячи ежемесячно!

«Верно, — говорит, — но ведь если платить по ипотеке, то через двадцать лет квартира будет моей!»

Он согласен тащить на себе бремя ипотеки, платить по пять тысяч в месяц и ограничивать себя во всех остальных сферах, лишь бы через двадцать лет (сколько ему будет лет и где он тогда будет?) иметь свою кватиру.

Эта способность терпеть в настоящем ради блага в будущем присуща исключительно человеку.

У меня во дворе гуляют кошки. Хоть я и не обязан их кормить, но иногда выношу им миску с молоком. С каким энтузиазмом они набрасываются на нее и вылизывают молоко!

А я наклоняюсь и шепчу им: не пейте все, оставьте на следующий раз…

Но никто меня не слышит. Если кошки едят, весь мир в тот момент словно умирает для них. Нет никаких мыслей о будущем.

Печально, что есть люди, ведущие себя как кошки. «Грешники полны сожалений» — ведь они живут в долг, а потом рыдают, когда наступает час расплаты.

Итак, в нашем первом отрывке есть заповедь давать приношения коэну и не задерживать их. Если так поступать, будет большой урожай, а если задержать — он уменьшится. Это учит нас тому, чтобы не жить только настоящим. В настоящем мы отнимаем у себя часть урожая, отделяя десятину и приношение. Но делается это со взглядом в будущее: это заповедь с вечной наградой, и к тому же исполняющим ее обещано изобилие и на земле.

Второй отрывок посвящен неверной жене. Раши пишет (Бемидбар 5:12): «Что написано выше? “Святыни каждого ему будут” — если ты удерживаешь (не даешь) дары коэнам, в итоге тебе придется идти к ним из-за своей неверной жены».

Здесь говорится, что если не будешь отдавать приношения, твоя семья распадется. Но где же справедливость? Ведь каждое наказание приходит по принципу «мера за меру».

Но все дело в том, о чем мы говорили. Кто не дает приношения коэнам, тот думает лишь о своем благе в настоящем, а не о воздаянии в будущем. И вся его семья берет с него пример. В итоге и его жена будет искать лишь наслаждения в настоящем ценой разрушения будущего.

Третий отрывок — о назире. Почему он стоит рядом с законами о неверной жене? Это учит тебя, что каждый, кто видит неверную жену в ее позоре, должен дать обет воздержания от вина, так как оно приводит к разврату (Раши, Бемидбар 6:2). Уменьшать удовольствия в настоящем ради сохранения будущего! (Ве-игадта)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

Мужчина занял у меня деньги и сказал, не вернет, т. к. он жмот. Люблю, но как воспитать в нем щедрость?

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Восьмимесячный ребенок манипулирует мамой: плачет, чтобы его взяли на руки...

21 мая, отвечает Ита Минкин

У нас с мужем — период новой влюбленности, понимания друг друга. Но в физическом плане — не очень...

18 мая, отвечает Ципора Харитан