Выступает рав Галинский.
«И было на третий день утром, и были голоса и молнии, и тяжелое облако над горой, и очень сильный звук шофара, и затрепетал весь народ в стане». Звуки разбудили их, «и вывел Моше народ навстречу Всесильному из стана… и встали у подножия горы» (Шмот 19:17). С того самого дня и до сих пор мы стараемся исправить этот промах и в Шавуот бодрствуем всю ночь. Но вопрос в том, почему спали тогда, почему не встали вовремя?
Сказано, что при даровании Торы «Б-г с Синая пришел и воссиял от Сеира перед ними, явился с горы Паран и пришел от десятков тысяч святых. Из правой руки Его — пламя закона для них» (Дварим 33:2). В Гмаре спрашивают (Авода Зара 2 б), чего Всевышний хотел в Сеире, стране сынов Эдома, и чего искал в Паране, где живут потомки Ишмаэля? Сказал раби Йоханан: «Это учит нас тому, что Святой, благословен Он, приходил с Торой ко всем народам и языкам, но они не приняли ее, пока в итоге Он не пришел к Израилю, который ее принял».
После этого так ли уж удивительно, что евреи спали? Кто мог предположить, что другие народы так быстро откажутся от Торы, и что в один момент Всевышний получит отрицательный ответ от всех семидесяти народов? Мы были уверены, что это займет хотя бы несколько часов…
Вы смеетесь? Хорошо, но знайте, что смеетесь вы не над ними, а над собой!
В Гмаре (Брахот 34 б) говорится, что молящийся должен быть сосредоточен на всех благословениях. Но если он не может сосредоточиться на всех, пусть сделает это хотя бы в первом из них. На мой взгляд, объяснение очевидно: человек — это всего лишь человек, а часто ему даже это не удается. А мысли его — вольные птицы. Они расправляют крылья, а он гонится за ними, чтобы схватить, попутно думая о разных других вещах. Но это еще ничего… ведь он назначил губы быть своим исполнителем, а «посланник человека — как он сам». Чего можно требовать от него?
Но разве можно так уже в самом начале, на первом же благословении?!
Обвинение после греха с тельцом звучало так: «Сошли быстро с пути» (Шмот 32:8). Сойти с пути — это ужасно, но быстро сойти — в семьдесят раз хуже!
Представьте, двое товарищей приходят на учебный седер, естественно, по своим собственным часам, и садятся учиться в паре. Это уже не просто. Ведь нужно найти стендер, чтобы он был «не длинный и не короткий, не тощий и не толстый» (Брахот 31 б). А большинство стендеров уже заняты теми, кто пришел раньше. В итоге они его находят и открывают Гмару, и тут один спрашивает другого: «Ну, какие новости ты слышал?»
Уже?! Так быстро? Теперь вы понимаете, что речь идет не об Эдоме и Ишмаэле, а обо всех нас? (Ве-Игадта)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ