В предисловии к книге «Хохма у-Мусар» раби Авраама Антави, вышедшей в 1850 году, приводится свидетельство гаона раби Йосефа Едида а-Леви. Он говорит о том, что в городе Цфате в то время жил уважаемый человек, который трудился над изучением Торы в бедности. Каждый раз в праздник Шавуот он вставал перед общиной и показывал всем свою правую руку, которая была слегка искривлена, а затем рассказывал свою историю.
В молодости он был легкомысленным и гордым. Он возглавлял бандитскую шайку, и его имя имело плохую репутацию. Его звали Абу-Шход из Ашты.
Однажды он сидел со своими друзьями и говорил непристойное, а мимо проходил почтенный рав общины Арам Цова — гаон раби Авраам Антави.
Рав услышал его насмешки и стал упрекать его: «Что за позор! И как тебе не стыдно сквернословить и очернять свою душу?»
После того, как эти слова прозвучали, рав двинулся дальше, а товарищи принялись насмехаться над своим вожаком: «Великий Абу-Шход онемел и потерял дар речи из-за упреков рава…»
Абу-Шход разозлился и поклялся, что отомстит раву, задевшему его честь.
Такая возможность предоставилась ему накануне праздника Шавуот. Трудно описать все духовные приготовления святого гаона к дню получения Торы. Накануне праздника он взял корзину и пошел на рынок, чтобы сделать покупки к святому дню. Как известно, закон гласит, что лучше самому выполнить эту заповедь, чем сделать это через посланника. Рав проходил между прилавками и выбирал фрукты и овощи, а бандит подстерегал его за углом. И когда рав проходил мимо, тот протянул руку, чтобы ударить его кинжалом, но…
Его рука отсохла!
Он попытался двинуть ей, но не сумел. Тем временем рав прошел, даже не заметив случившегося.
Бандит старался изо всех сил, пытался подвинуть руку второй здоровой рукой, но все было бесполезно. У него не оставалось выбора, кроме как с позором предстать перед равом. Его рука была парализована, и пальцы застыли вокруг рукоятки кинжала. С трепетом и стыдом он стал просить прощения.
«А ты что, думал, что моя жизнь отдана в твое распоряжение?» — спросил рав.
Но вместо ответа были слышны лишь стоны.
Рав подошел, нежно взял его за парализованную руку и с легкостью стал двигать ею. Рука вернулась в нормальное состояние, но осталась слегка искривленной, а кинжал упал на землю.
«И что теперь?» — спросил его рав.
Абу-Шход полностью раскаялся в грехах и принял решение вернуться к Б-гу. Он отошел от дурной компании и вошел в ряды последователей рава, изучающих Тору. Позже он переехал в Цфат и там проводил время в «шатрах Торы».
Каждый раз в Шавуот он повторял свой рассказ. Для него уже много лет это был настоящий день получения Торы (Майян а-Моэд).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.