Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История о Хафец-Хаиме и человеке, который хотел учиться день и ночь

«И воззвал к Моше» (1:1). Выступает рав Галинский.

Моше Рабейну хотел, чтобы о нем не писали «И воззвал к Моше» (ויקרא), что указывает на важность и любовь, но вместо этого написали бы «И случился с Моше» (ויקר). А поскольку Всевышний с ним не согласился, он попросил, чтобы по крайней мере ему было разрешено написать букву Алеф маленькой (Бааль Турим). Чему нас это учит? Тому, что нужно стремиться к совершенству, желать достичь всего. Но если это невозможно, не отказываться от всего полностью, а достигать того, что в наших силах. Известен следующий рассказ.

Один богатый и влиятельный торговец пришел как-то раз к Хафец Хаиму. У него есть прекрасная дочь, и он ищет для нее жениха из лучших учеников ешивы. Он готов предоставить молодой паре квартиру с мебелью и взять на себя все расходы на свадьбу, выделить щедрое приданное и кормить молодоженов со своего стола в течение пяти лет, чтобы жених мог погрузиться в учебу, ни о чем не беспокоясь, и продвинуться в Торе без помех.

Хафец Хаим посоветовал ему одного юношу среди выдающихся учеников ешивы, и свадьба состоялась. Этот юноша переехал и стал жить в городе своего тестя.

Прошло десять лет, и однажды Хафец Хаим сам оказался в том городе. Идет он по улице, а тот юноша, который теперь уже был солидным мужем, идет ему навстречу. Произошла трогательная встреча: «Рав собирает деньги на нужды ешивы? Где Вы остановились? К вечеру загляну к Вам и дам почтенную сумму!» — сказал бывший ученик Хафец Хаима.

Он действительно пришел, а сумма и вправду оказалась солидной. Б-г благословил его в бизнесе, и ему сопутствовал успех.

Он рассказал, что тесть сдержал слово, и пять лет жених продолжал изучать Тору. Тем временем его семья выросла, и тесть полностью передал в его владение деньги приданного, а заодно посвятил его в секреты торговли. Сначала жених хотел утром и вечером сидеть за книгами, а бизнесом заниматься короткое время в середине дня. Но злое начало не дремлет: сегодня оно говорит «сделай так», завтра — «сделай эдак», и в итоге жених обнаружил, что целиком погрузился в торговлю.

«Ну, — отозвался Хафец Хаим, воспользовавшись поговоркой мудрецов, — а разве жрице не положено то же, что и трактирщице?» (Евамот 16:7).

«В смысле?» — не понял его собеседник.

Хафец Хаим усмехнулся: «Изначально ты хотел учиться день и ночь, а торговле уделять один час. В итоге торговля тебя увлекла, и я тебя не осуждаю. Но дай Торе хотя бы то, что хотел дать торговле, — посвяти ей хотя бы час времени!»

Откуда Хафец Хаим узнал, что его бывший ученик не отводит времени для Торы? Либо ему было открыто это с Небес, по принципу «Тайна Б-га — трепещущим перед Ним» (Теилим 25:14), либо, и это кажется более вероятным, по человеку видно, посвящает он время Торе или нет.

Но собеседник внезапно ответил с дерзостью: «В том, что я погрузился в торговлю, виноват я сам. Но в том, что не посвящаю время Торе, виновата ешива!»

Хафец Хаим удивился такому заявлению: «А ешива-то чем виновата?»

«Скажу Вам правду, — ответил тот, — в ешиве я слушал уроки рава Нафтали Тропа, на которых давался глубокий анализ текста. Мы учились там приходить к верному пониманию, не довольствуясь поверхностным взглядом. Анализировать, задавать вопросы, искать понимания принципов и открывать свет в каждом разделе Талмуда. А теперь, когда я вынужден кормить семью и весь день работаю в бизнесе, вечером я захожу в бейт-мидраш и вижу, как рав дает урок собравшимся. За полчаса он проходит с ними страницу Гмары. А я поражаюсь: этой странице нужно было бы посвятить две или три недели! Преподаватель избегает всех вопросов, которые вызывает текст, не упоминает подходы ранних и поздних комментаторов и то, какие они проложили пути к пониманию изучаемого раздела. Он поверхностно скользит по тексту, иначе это и не назовешь!

Для меня такое чтение текста — это и не изучение вовсе. В ешиве меня научили, что это просто самообман. Как я могу в этом участвовать? Поверхностное изучение — это ничто. А чтобы учиться глубоко, у меня нет времени».

«Да снизойдут благословения на твою голову, — улыбнулся Хафец Хаим, — позволь я расскажу тебе историю.

Это рассказ о простом еврее, ремесленнике, который усердно трудился, чтобы прокормить семью. И так было всю неделю, без всякого отдыха. В шаббат же он компенсировал все пропущенные часы сна. Какое же у него было удовольствие в жизни? Было одно удовольствие, которого он ждал всю неделю. В пятницу он шел в баню, чтобы окунуться там в воду в честь святого шаббата, и там была парилка со скамейками. Когда сидишь там, пот так и струится по телу, выходит из всех пор на коже, а горячий пар наполняет легкие. Тело расслабляется, восприятие затуманивается, и все заботы забываются. О шаббате говорят, что он подобен будущему миру, а эта баня с паром была для нашего ремесленника вершиной наслаждения в нашем мире. Оттуда выходят распаренными и прыгают в холодный водоем. Что может сравниться с этим? Ты понимаешь, о чем я говорю?»

«Да, конечно», — ответил ученик. Он легко мог представить себе все это.

Хафец Хаим продолжил рассказ: «Однажды, в середине рабочего дня, у него случился приступ сердца. Его поспешно увезли в больницу и с большим трудом стабилизировали его состояние. Врач осведомился о его привычках, питании и распорядке дня. Он запретил больному любые физические нагрузки в ближайшее время и полностью изменил его рацион. Но еврей-ремесленник взмолился: “Об одном прошу: не запрещайте мне баню с паром, мое единственное наслаждение! Без этого в моей жизни не останется ничего приятного”.

Врач содрогнулся: “Если пойдешь туда, выходить будешь уже на носилках. Это проверенный путь к смерти! Категорически запрещено!”

Одно оставалось утешение: “Кто умер накануне шаббата, тому это добрый знак” (Ктубот 103 б).

Потемнело в глазах у ремесленника. У него отняли вкус к жизни. В пятницу он пошел в баню и с нетерпением посмотрел на дверь в парилку. Он стал завидовать счастливцам, которые открывали ее, а беловатое облако пара, выходившее оттуда, звало и соблазняло. Две недели он держался, а на третью неделю у него не осталось сил. Он уже поправился и почувствовал себя более здоровым — пора бы уже вернуть себе радость. Хотя бы на минуту.

Он вошел внутрь, и пар окутал его. Дыхание участилось, легкие словно горели огнем, взгляд затуманился, а голова пошла кругом. У него подкосились ноги, и казалось, наступил его конец. А ведь врач предупреждал и был прав.

Из последних сил больной выполз наружу и почувствовал, что его ждет беда. Последняя надежда — броситься в холодный водоем. Он сделал шаг в его сторону, но водоем оказался пуст. Сегодня, именно в этот день, его почему-то не наполнили.

Колени подогнулись, и больной потерял сознание. Окружающие стали кричать: “Спасите! Тут кто-то упал в обморок!”

“Воды!” Кто-то побежал к раковине, набрал холодной воды и вылил ему на лицо.

А тот из последних сил поднял руку, чтобы остановить их: “Нет, — простонал он, — мне нужно в холодный бассейн, но он пуст…”

Глупец, если бассейн пуст, пусть хотя бы польют водой тебе лицо. Тебе станет лучше.

Так, — закончил Хафец Хаим, — происходит и с тобой. “Нет воды, кроме Торы” (Бава Кама 17 а). И ты привык к бассейнам с водой. Да что там бассейны! Ты привык к рекам. К бурным потокам, к озерам и морям! Это была Тора, которую ты учил в ешиве. Ты ночевал в долине Алахи, поднимался к ее вершинам. Верно, нет большего счастья, чем это. Но когда воды нет, и бассейн опустел, вылей на себя хотя бы чашку воды — присоединись к уроку по Торе».

Как это верно и поучительно (Ве-игадта).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как перестать завидовать?

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Что пообещать Творцу, чтобы он послал мне вторую половинку?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Моя мама пьет…

17 марта, отвечает Ципора Харитан

Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше