«И пусть зарежет его вся община Израиля в предвечернее время» (12:6). Жертва Песаха приносится в «предвечернее время». У нас это ассоциируется с сумерками, но в действительности постоянную «предвечернюю» жертву можно было приносить уже начиная с шести с половиной часов от рассвета (полчаса после полудня). А сразу же вслед за нею приносили и жертву Песаха. Здесь заключено поучительное наставление: хотя Солнце еще находится в середине неба, однако, первый шаг навстречу закату уже сделан, и оно начинает склоняться к горизонту. После первого шага наступит и второй, и третий, и вот уже близится вечер…
Это можно уподобить кораблю, плывущему посреди моря. Капитан знает, что если он будет плыть в определенном направлении согласно компасу и не собьется с пути, то достигнет порта. Он просит матроса подержать штурвал и следить за направлением, а сам отправляется передохнуть. Вернувшись, он обнаруживает, что стрелка компаса отклонилась на долю градуса. Капитан взволнован — он требует знать, как долго корабль плывет в этом направлении, сколько минут прошло с момента, когда курс изменился.
Матрос не понимает, из-за чего такая паника, за что на него обрушивается гнев капитана. Разве так уж важна доля градуса?
Но капитан не может придти в себя от возмущения: «Как ты не понимаешь?! Если маленькое отклонение будет продолжаться долгое время, оно вызовет огромное отклонение в конце пути. Мы пропустим порт, куда хотели приплыть, и окажемся в дикой пустыне!»
Действительно, если в начале пути есть легкое отклонение, почти незаметное, то первый шаг еще очень близок к верному, второй отходит дальше, и так эта ошибка растет и увеличивается, пока человек полностью не теряет верное направление.
Давайте же будем благодарны великим мудрецам Израиля в каждом поколении, «глазам общины», которые своим острым взглядом распознавали ошибочные шаги, тотчас видели, куда они приведут, предостерегали и возвращали на путь истинный!
Все это относится к состоянию общества в целом, но не в меньшей степени затрагивает и личную жизнь человека. Родители — это «глаза общины» для своей семьи. Они должны стоять на страже, руководить и направлять по верному пути. «Как стрелы в руке богатыря, так и молодые сыновья», — говорит царь Давид. Воспитание ребенка отдано в руки родителей подобно стреле в руках воина. И как стрела вылетает из лука, так и юноша выходит в большой мир, прокладывает в нем свой путь и взбирается к вершинам. Но направление выстрела выбирает воин, и так же воспитание, которое дают родители, определяет будущее их сыновей и дочерей. Все это — давно известные истины.
Но какая ответственность возложена на выпускающего стрелы! Он знает, что малейшее отклонение приведет к промаху мимо цели. Стрелок не может возразить: «Я целился приблизительно верно. Разве я виноват, что стрела угодила в человека вместо оленя? Общее направление было правильным, и мне этого достаточно». Никто не примет таких извинений, и его накажут по всей строгости закона.
Родители должны знать, что жизненный путь их отпрысков определяется в период детства и юности — дома, в школе и в обществе. Любое маленькое отклонение может дать непредсказуемые последствия. Родители должны следить за атмосферой дома, за правильным воспитанием и подобающим обществом, в котором их дети проводят время (Майян а-Шавуа).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ваикра»
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Этот тест прошли 97 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Ваикра
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»