Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых, и на пути грешников не стоял»Теилим 1,1
«Все, кто занимается делами общества, пусть делают это во имя Небес» — такова должна быть цель, и к этому надо стремиться

«И стер Б-г все живое, и остался лишь Ноах» (7:23). Наши мудрецы толковали слово «лишь» (ах) как указывающее на «вздох» (анаха). Однажды Ноах опоздал и не принес вовремя пищу для льва. Лев царапнул его лапой и повредил бедро — Ноах вышел хромым и искалеченным. Лев причинил ему как телесный, так и духовный вред: Ноах получил увечье, а его сын Шем принес жертвы после выхода из ковчега (Танхума 58:9).

Давайте проанализируем сказанное, — говорит рав Галинский.

«Ноах — человек праведный, непорочным был в своих поколениях; с Всесильным ходил Ноах». Он снискал милость в глазах Б-га, и Б-г сказал ему: «Ибо тебя увидел Я праведным передо Мной в этом поколении» (Берешит 7:1). Ноах спасся вместе с сыновьями, и от них требовалось лишь кормить всех животных. «За те двенадцать месяцев в ковчеге не было сна в наших глазах», — сказал Шем, сын Ноаха, слуге Авраама Элиэзеру (Санедрин 108 б). «Тех, кто обычно питается днем, мы кормили днем; кто питается ночью — кормили ночью». Они нашли подходящую еду и режим питания для каждого. Сколько сотрудников требуется среднему зоопарку? А тут четверо заботились обо всех животных, какие есть в мире. Нужно было приносить, убирать, чистить. Всего один раз Ноах опоздал с пищей для льва.

Всего один раз за целый год, да и то случайно! Гмара (Санедрин 108 а) говорит, что в ковчеге лев заболел. Иначе он растерзал бы множество животных. Он заболел и потерял аппетит. Ноах увидел, что лев не ест, и решил покормить других. И как раз в тот момент лев проголодался, разозлился и ударил его лапой!

Гмара говорит (Шаббат 151 б), что зверь властвует над человеком, лишь когда тот теряет образ Б-га.

Страшно представить: из-за одного случайного опоздания праведник теряет образ Б-га! Как такое можно понять?

Ведь даже в отношении людей — не только в отношении зверей, как в случае с Ноахом — не требуется такого совершенства! Раби Исраэль Салантер прокомментировал слова Мишны (Авот 2:2): «Все, кто занимается делами общества, пусть делают это во имя Небес» — такова должна быть цель, и к этому надо стремиться. И тогда, даже если не удалось сделать это в совершенстве, «Я даю вам большую награду, словно вы это сделали». Ведь вы старались! (Ор Исраэль, письмо 29).

А кто старался больше, чем Ноах? И если ему не удалось сделать все наилучшим образом, за что он был так наказан?

Ответ на это я нашел в Гмаре (Бава Меция 86 б): «Сказал рав Йеуда, сказал Рав: Все, что наш отец Авраам сам сделал для ангелов, сделал Святой, благословен Он, для Своих детей. А все, что Авраам сделал через посланника, и Святой, благословен Он, сделал для Своих детей через посланника».

«К скоту побежал Авраам» (Берешит 18:7) — «И ветер подул от Б-га и принес перепелов с моря» (Бемидбар 11:31).

«А он стоял над ними под деревом» (Берешит 18:8) — «Вот Я стоял перед тобой там на скале» (Шмот 17:6).

«Авраам пошел с ними, чтобы проводить их» (Берешит 18:16) — «Б-г шел перед ними днем» (Шмот 13:21).

Но воду он взял с помощью посланника: «Возьми, пожалуйста, немного воды» (Берешит 18:4) — «И ударишь по скале, и пойдет из нее вода, и будет пить народ» (Шмот 17:6) — тоже через посланника.

Здесь возникают два вопроса. Во-первых, неужели сила отцов настолько велика, что благодаря тому, о чем сказано «Возьму кусок хлеба», сорок лет дается «хлеб с неба» всему дому Израиля? В Мидраше (Коэлет Раба 11:1) добавляют, что в заслугу этого же евреи удостоились получить «землю пшеницы и ячменя» (Дварим 8:8), а в будущем удостоятся «обильного урожая в стране» (Теилим 72:16).

Второй вопрос: Неужели сила отцов столь велика, что если в их действиях имеется хотя бы малейший изъян, такой как «вода через посредника», это приводит к беде? Ведь вода была дана в пустыне через Моше, но из-за этого произошел грех, и Моше умер в пустыне. Если бы он ввел нас в страну Израиля, то сам стал бы Машиахом (Зоар, ч. 1, 253 а). Слова «пока не придет в Шило» (Берешит 49:10) дают в числовом значении имя Моше. Он построил бы вечный храм, поскольку все сделанное его руками не исчезает (Сота 9 б). Уже три тысячи триста лет мы были бы свободны!

Ответ на эти вопросы следующий. Поступки отцов были подобны посеву. Ясно, что из хорошего древесного желудя может вырасти огромный лес. А если в зерне хотя бы малейший дефект, кто может оценить его последствия?

То же самое можно приложить и к случаю с Ноахом в ковчеге.

Этот ковчег был предназначен не только для спасения. Он представлял основу для новой правильной жизни — для мира, который будет восстановлен. Поколение потопа извратилось и нарушило все устои. Тем, кто вошел в ковчег, было постановлено целый год прожить в полном воздержании (Раши к Берешит 6:18). Кто нарушил эти требования, те были наказаны жестоко и на глазах у всех (Санедрин 108 б).

На приговор для поколения потопа печать была поставлена из-за грабежа. Поэтому «мир милосердием построится» — нужно было безвозмездное милосердие ко всем творениям, даже к последнему из зверей, с полной самоотдачей. Вот почему любая небрежность и халатность ставили под удар главный принцип, и наказание за них следовало с большой суровостью.

Тора — это книга инструкций (Зоар, ч. 3, 53 б). Отсюда мы учим, насколько нужно быть внимательным и осторожным в период начала, когда закладывается основа и фундамент. Это «учение детства» — когда ребенок начинает говорить, отец обучает его Торе (Сукка 42 а).

Падение Ахера связали с тонким изъяном в его ученичестве (Тосафот Хагига 15 а), а все величие раби Йеошуа бен Ханании — с его матерью (Авот 2:11), которая относила его колыбель в бейт-мидраш, чтобы слова Торы приставали к его ушам (Иерушалми, Евамот 1-2).

Годы, проведенные в ешиве, — это основа для жизни по Торе, а первый год после свадьбы — основа для строительства семьи.

Фактически, весь наш мир — «годы жизни нашей семьдесят лет» — это основа для вечной жизни: «Привыкайте к благословениям в этом мире, чтобы они были с вами в будущем мире» (Раши, Брахот 63 а).

Любое действие здесь — это «посев» для будущего мира: «Человек дает полную пригошню бедняку в нашем мире и получает полную пригоршню блага из рук Святого, благословен Он, в мире будущем» (Санедрин 100 а).

Каждое действие приносит огромные плоды, и нужно тщательно следить, чтобы в нем не было никакого изъяна! (Ве-игадта)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

В очищении нуждаются только еврейские женщины?

Сегодня, отвечает Мирьям Климовская

Встретила мужчину, с которым планируем создать семью. Легко договариваемся обо всем, кроме денег...

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Мой ребенок полутора лет любит кусаться...

17 октября, отвечает Ита Минкин