Рав Пинхас из Корца был одним из праведников своего поколения. Он проводил дни и ночи в Доме Учения. Долгое время никто не подозревал, что он — не обычный еврей, а большой мудрец. Но когда люди это поняли, они начали приходить к нему домой с вопросами и за благословением. Рав Пинхас встречал всех приветливо, терпеливо выслушивал и давал советы. Он был рад, что помогает людям, но в душе жаждал только сидеть и учиться. Но как отказать евреям, которые приходят к нему за помощью?
Однажды он решился помолиться Всевышнему, чтобы люди перестали к нему приходить. Пусть даже все его будут презирать, главное — чтобы он мог учиться без помех. Б-г внял его просьбе, и так и произошло. Люди не только перестали к нему ходить — они перестали даже здороваться с ним при встрече. Раву Пинхасу только это и было нужно. Он вернулся к учению, как прежде.
Но вот наступил месяц Тишрей. Прошли Рош а-Шана и Йом-Кипур, и осталось только четыре дня до Суккота. Раньше ученики ешивы и горожане бежали наперегонки, чтобы помочь раву Пинхасу построить сукку. А в этом году никто не явился. Никто даже и не подумал, что раву Пинхасу нужна помощь.
Сам рав Пинхас не умел строить, потому что все свое время проводил в изучении Торы. У него даже не было необходимых инструментов. В конце концов он нанял нееврея, но никто не хотел одолжить ему пилу и молоток. С большим трудом, за несколько часов до праздника, сукка была наконец-то построена. Реббецин зажгла в сукке праздничные свечи, а рав Пинхас поспешил в синагогу.
В те времена все, кому нужно было где-то провести праздник, становились у выхода из синагоги и ждали, чтобы кто-нибудь их пригласил к себе. Рав Пинхас тоже хотел пригласить к себе гостей, но ни один из местных бедняков или приезжих не захотел пойти с ним. Такой сильной была неприязнь к раву Пинхасу, что даже незнакомые люди не хотели находиться рядом с ним.
Он медленно направился домой без единого гостя. Перед трапезой он начал произносить приглашение для Ушпизин — Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа и Давида — которые посещают сукку каждую ночь праздника. Рав Пинхас был настолько большим праведником, что мог видеть Ушпизин воочию. Но тут он заметил, что праотец Авраам стоит при входе в сукку, но не заходит.
— Авраам-авину, — взмолился рав Пинхас. — Почему даже ты не заходишь ко мне?
Авраам-авину ему ответил:
— Я всю жизнь принимал у себя гостей, потому что хотел выполнять волю Всевышнего. Я не думал о себе, а только о других. А ты думаешь только о себе. Поэтому к тебе никто не пришел. И я тоже не зайду.
Рав Пинхас упал духом. Он понял, что самое главное — это помогать другим. Он начал молиться, чтобы опять найти милость в глазах людей. Пусть они приходят за помощью — он никому больше не будет отказывать. Вскоре в дом рава Пинхаса устремились люди, жаждущие совета и благословения праведника. С тех пор в его доме всегда было шумно от гостей.
По мотивам книги «The Unpopular Tzaddik».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.