Темы: Суккот, Оцарот, Синагога, Жертвенник
Говорит рав Галинский.
Каждый день в праздник Суккот достают свиток Торы и встают с ним рядом с бимой (возвышением в синагоге) во время хождения по кругу и произнесения Ошанот. А в Ошана Раба обходят кругом семь раз. Источник этого обычая находится в Иерусалимском Талмуде (приводится в Рокеах и в Шиболей Лекет): «Хазан общины стоит, как ангел Б-жий, и свиток Торы в руке его, а народ движется вокруг него, как вокруг жертвенника».
Хождение вокруг бимы подобно тому, как обходили вокруг жертвенника во времена храма (Сукка 45 а). Вот что приводит Рамбам (Законы лулава 7:27): «Во всех местах у евреев принято ставить ковчег в середине синагоги и обходить его по кругу каждый день так, как обходили жертвенник, в память о храме». Но свиток Торы он здесь не упоминает! И действительно, какая связь между свитком Торы и хождением вокруг жертвенника в храме? Однако, мало того, что доставание свитка упоминается в Иерусалимском Талмуде и устанавливается как закон в Туре и Шулхан Арухе (Орах Хаим 660:1), в книге «Бикурей Яаков» написано, что если его нет — не надо ходить вокруг бимы!
Наш вопрос остается: зачем выносят свиток Торы на биму, и какова его связь с жертвенником?
Начнем со слов Гмары, которые вызывают недоумение по нескольким причинам: «Три добрых подарка дал Святой, благословен Он, Израилю, и все их Он дал только через страдания. Вот они: Тора, страна Израиля и будущий мир. Откуда мы знаем о Торе (Теилим 94:12): “Счастлив муж, которого накажет Б-г, и Торе Своей обучит его”» (Брахот 5 а).
Каждый, кто изучает это, удивляется. Во-первых, что это за подарок, взамен которого посылают страдания? Во-вторых, зачем насылать эти страдания? В-третьих, по самому определению «подарок» — это нечто такое, за что не берут платы. Если же за него приходится платить страданиями, это уже не укладывается в понятие подарка. К тому же, вначале сказано: «Три добрых подарка дал», а затем следует продолжение: «И все их Он дал только через страдания». Почему не связать все в одном выражении: «Три добрых подарка Он дал Израилю через страдания»?
Впрочем, известно высказывание Сабы из Кельма, что если где-то имеется трудный вопрос, в нем самом кроется и ответ. Такие вопросы учат нас изменять взгляды и подходы. То же самое происходит и здесь.
Тора — это подарок (матана): «Ибо добрый урок подарил Я вам» (Мишлей 4:2), «Из Матаны в Нахалиэль» (Бемидбар 21:19), а за подарок платить не надо. Но говорится, что она дана только через страдания. Магид из Дубны объяснил это притчей.
Был некий человек, оказавшийся без средств к существованию. В магазине ему уже перестали продавать еду в кредит, дети плакали от голода, и сердцем его овладела печаль. А когда приходит нищета, из дома уходит мир, и поселяются раздоры (Бава Меция 59 а). Сказал этот человек жене: «Собери мне в чемодан все необходимое, одежду для будней и для шаббата, и пойду в большой город искать заработок». Расстались они с молитвами и благословениями, и он направился к лесу, чтобы пересечь его и коротким путем добраться до города.
Солнце уже садилось, а он еще находился в лесной чаще. Вой хищных зверей, рыщущих в поисках добычи, вызвал у него мурашки. Он начал искать прибежище на ночь — место, защищенное от зверей. Нашел пещеру в скале и приютился там. Он убедился, что внутри достаточно просторно, и что пол ровный и удобный, заградил вход в нее несколькими камнями, чтобы его не потревожили во сне, помолился и лег спать.
Утром он отодвинул камни, и солнечный свет залил пещеру. Он заметил, что в дальнем углу пещеры что-то блестит. Подошел, чтобы проверить, и тут у него перехватило дыхание: словно в сказке, он стоял посреди тайника разбойников. Груда драгоценных камней и жемчужин сверкала разноцветным блеском, рядом лежали пачки денежных купюр, а сбоку от них были свалены в кучу золотые и серебряные монеты. Сердце его сильно затрепетало: нужно срочно бежать отсюда — если найдут его, здесь будет его конец. Но как оставить такое богатство, когда оно лежит на расстоянии вытянутой руки! Теперь он может вернуться домой, покрыть все долги, купить просторную квартиру и начать торговлю. Во что же положить эти драгоценности? Тут он вспомнил, что у него есть чемодан.
Он взял чемодан и открыл его, но там не было места. Запасная одежда была нужна ему. Со вздохом он закрыл чемодан. Как жаль! Но делать было нечего — он стал хватать драгоценности руками и класть по карманам. В один карман положил бриллианты, в другой — золотые монеты. Уже и это было неплохо. Затем он выбрался из пещеры.
Но какой глупец! Безумец!
Перед тобой сокровище, редкая возможность разбогатеть за один миг. Выброси рубашку и носки, освободи место в чемодане! Как бы не были важны эти вещи, с алмазами и золотом им не сравниться! За одну золотую монету сможешь купить двенадцать рубашек.
Об этом и сказано: «Радуюсь я речению Твоему, словно нашедший великую добычу» (Теилим 119:162). Кто нашел сокровище, тот не будет переживать из-за выброшенной рубашки.
В этом смысл того, что Тора дана в подарок — это огромное сокровище, которое достается нам бесплатно. Но чтобы было, куда его положить, нужно освободить место. Будем ли мы переживать из-за этого? Будем ли беспокоиться, что приходится отказываться от удовольствий и глупостей? Конечно же, в этом нет никакой потери!
Помню, как я пошел купить пиджак для жениха. Не для себя — когда я женился, то обошелся без пиджака. В то время и хлеба-то почти не было для свадебной трапезы. Но в наше время во всем большое изобилие, и хорошо, если мы оправдаем такую доброту Творца.
Жених точно знал, чего хотел: сколько пуговиц на рукавах, сколько карманов сзади, какой цвет, какой узор. Продавец приносит, меряет, снимает с полки и возвращает. Я почувствовал себя неловко и извинился, что доставляю столько хлопот. Но тот был удивлен: «Какие могут быть извинения! Меня это совершенно не утруждает. Это же работа, она приносит прибыль!»
Как удивительно, что нам заповедано: «Будь дерзким, как леопард, легким, как орел, быстрым, как олень, и сильным, как лев» (Авот 5:20). Если человек не чувствует, что нашел сокровище и что получает огромную прибыль, он будет засыпать, едва сев за учебу. Но если знает, что собирает вечные богатства и жизнь будущего мира, то будет готов выбросить все лишнее, только бы продолжать.
Выбрасывание одежды из чемодана можно считать страданиями, но это освобождает место для алмазов! В этом смысл наших действий, когда мы выносим свиток Торы и кладем на биму, уподобленную жертвеннику. «По желанию своему приносите в жертву» (Ваикра 22:29) — сами желания нужно принести в жертву ради Торы (Маалот а-Тора). Но делать это надо не с чувством сожаления, а с радостью: «Со звуками пения и благодарности празднует народ», «Красота тебе, жертвенник» (Сукка 45 а) — «Б-га мы благодарим и жертвенник восхваляем».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.