«И будет ему и его потомству после него союзом служения вечным» (25:13). Одним из тринадцати принципов еврейской веры, как сформулировал их Рамбам, является вера в награду и наказание: «Я верю совершенной верой, что Творец дарует благо соблюдающим Его заповеди и наказывает нарушающих Его заповеди». Этот принцип находит яркое выражение в нашей главе: народ Израиля в Шиттиме поддался злому плану Билама и согрешил с дочерьми Моава. Тогда в народе началась эпидемия, «и было павших от мора двадцать четыре тысячи». Всевышний едва не истребил сынов Израиля за этот грех. Однако, Пинхас совершил благородный акт — он возревновал за Б-га и искупил евреев, получив огромную награду. Это был духовный дар: «Союз вечного служения», но и в нашем мире его ждала награда: «Пинхас — это Элияу» (Бава Меция 114 б) — вечная жизнь. Это награда на все поколения: «И будет ему и его потомству после него». Первосвященники были его потомками! (Звахим 101 б)
Мидьянцы, которые ввели в грех сынов Израиля развратом и мерзостью, получили наказание. Оно также было двойным. С одной стороны, они были наказаны смертью: «Враждуйте с мидьянцами и поражайте их, ибо враждебны они вам в своих кознях, которые замышляли против вас в деле Пеора». Были убиты все их мужчины и большинство женщин. Так погибнут и все остальные, кто попытается ввести в грех святой народ, кто замыслит отдалить его от Всесильного Б-га. С другой стороны, на все поколения они были отдалены от народа Б-жьего: «Да не войдут они в общину вовеки» (Дварим 23:4).
Мы видим отсюда, как велика сила заповеди и награда за нее, и как ужасен вред от греха в момент его совершения и на все поколения.
Но если поразмыслить, становится видно, что хотя заповедь Пинхаса была очень велика и была исполнена самоотверженно, награду он получил не за это. Не за то, что рисковал жизнью, и не за ревность Б-жью, что возгорелась в нем. Мидьянцы тоже были наказаны не за сам грех и осквернение, не за то, что отдали своих дочерей на разврат и служение Пеору. Не за это была дарована награда и не за это пришло наказание.
Верно, что Пинхас как ревнитель подвергал себя опасности. Но за что он получил такую огромную награду? «Пинхас, сын Элиэзера, сын Аарона-священника, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, и Я не истребил сынов Израиля в Своей ревности. Поэтому скажи: вот Я дарую ему Мой союз мира». Иными словами, его собственный поступок при всей его важности меркнет на фоне спасения народа Израиля.
Также и у мидьянцев — их грех и разврат, осквернение и низость выглядят маленькими в сравнении с главной их виной: «Ибо враждебны они вам в своих кознях». То есть они ввели в грех, причинили вред другим людям.
Отсюда мы учим, что вершина награды дается за спасение других, высшее наказание — за введение других в грех.
Каждый, кто хочет получить благословение от Б-га себе и потомкам — вечное благословение в духовном и в материальном, должен устремиться к деятельности, которая поможет прибавить людям заслуг. Нужно деликатно влиять на других, подавать личный пример, беседовать, делать добро. Можно ведь так много дать ближним! Общество жаждет слова Б-жьего, стремится услышать, приблизиться…
Если открыть новый урок по Торе, это будет несравненной заслугой. Но и участие в другом уроке, помимо ценности изученного на нем, становится поддержкой в его проведении и тоже попадает в категорию помощи ближним. Кроме важности такого поступка и награды в будущем мире, автор книги «Ховот а-Левавот» написал, что, прибавляя заслуг другим, мы удостаиваемся награды и в этом мире.
В нашем поколении борются страшные силы. «Мидьянцы» пытаются вырвать все с корнем, осквернить и ввести в грех. Кругом ненавистники религии и преследователи традиции с «левой стороны», взявшие себе в помощь рекламу и порочные средства массовой информации. Приспешники Сатана многочисленны, а от каждого из нас требуется быть как Пинхас и заградить собой брешь в стене.
Но каковы наши силы остановить этот поток? Гмара говорит, что «десять чудес были сделаны для Пинхаса». Мы сделаем то, что зависит от нас, а Б-г придет нам на помощь, и духовная эпидемия закончится (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»