«Что это за служение у вас». Различие между мудрецом и грешником сводится к одному признаку: мудрец понимает, что нужно приспособиться к Торе, и спрашивает, в чем состоят ее требования. И ему сообщают все от начала до конца. Грешник же требует, чтобы Тора приспособилась к нему — чтобы время изменилось, условия изменились, и в конечном счете сама Тора изменилась.
Однажды некто спросил меня: «Почему вы не адаптируете Тору для нашего времени?» Хороший вопрос. Я ответил ему: «Давай договоримся об одном. Когда ребенок вырастает, и обувь становится мала для него, есть две возможности. Во-первых, можно расширить ботинок. В прошлом было принято открывать носок спереди, чтобы высунуть большой палец. Во-вторых, можно купить новую обувь. Есть и другие два варианта: ходить босиком или оставаться в тесных ботинках и терпеть. А почему никому не приходит в голову пятая возможность — отрезать пальцы ног? Ответ прост: потому что нога — это главное, а ботинок должен служить ей.
Согласен? Да, это мы оба принимаем. Теперь пойми, что наш спор связан с тем, что является ногой, а что ботинком.
Мы знаем, что Тора существовала еще до сотворения мира. Всевышний смотрел в нее, творя мир по ее законам. Один из принципов иудаизма в том, что Тора не будет заменена ничем иным. Поэтому у нас и в мыслях нет пойти против нее. Это себя нужно подстраивать под Тору. Для нас естественно соответствовать ей, поскольку по ее законам мы были созданы.
У тебя человек — это главное, а Тора подобна ботинку. Если она давит, нужно ее сменить».
«Да нет же, нет, — запротестовал тот человек, — но хотя бы облегчить тут и там…»
Я говорю ему: «Такое возможно. Но ведь не я принес на Землю Тору, да и не ты. Если назовешь мне свое имя и имя своих родителей, я скажу Всевышнему, что ты хочешь подняться к Нему и внести предложение».
Он решил не называть, но остался при своем мнении.
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»