Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История о грустном короле, поиске достойного наследника и мудреце, который дал оптимальный совет

«И говорил Б-г Моше» (16:1). «И говорил Б-г Моше… и сказал Б-г Моше: говори своему брату Аарону, пусть не входит в любое время в святилище». Так начинается наша глава. Известно, что «говорить» (дибур) означает жесткость, а «сказать» (амира) — мягкость и спокойствие. Здесь мы видим сначала жесткую речь, обращенную к Моше, а потом мягкую, вслед за чем идет приказ жестко обратиться к Аарону по поводу обязанности проявлять осторожность и трепет перед святилищем.

Гаон раби Йосеф Месас из Тлемсена объяснил эти выражения в Писании при помощи рассказа из истории Австрийского королевства.

Эта была история о короле, у которого был тайный советник, стоявший во главе министров. Король советовался с ним по любому поводу и давал ему деликатные поручения и ответственные задания. А тот исполнял их к удовольстию короля и во имя укрепления его власти. Сын короля, будущий наследник престола, видел особую приближенность советника к королю и думал: «Это не приносит славы королеству, когда советник ведет себя словно приятель монарха, секретничает с ним и долго разговаривает». Хотя он и ценил советника за его мудрость и верность, за преданность и работу, все же считал, что королю следует заставить его бояться.

Впоследствии король умер и его наследник взошел на трон. Когда советник пришел и стал ожидать приказов, тот нагнал на него страх, отдал короткое распоряжение и сразу же намекнул ему, чтобы тот ушел с глаз долой. Советник пришел домой, но лицо его выдавало страх.

Жена спрашивает: «Что случилось, почему у тебя мрачный вид?»

Он ответил: «Новые времена настали, и новый король решил наводить страх. Он приказывает коротко, в сжатой форме и отсылает прочь. Ясно, что он ищет предлог, чтобы излить на меня свой гнев. Горе мне, если скажу, что не понял, и попрошу объяснений. Он ответит: таким ли должен быть мудрый советник, претендующий понимать все одно из другого? И горе мне, если поступлю по своему разумению — он скажет, что не это имел в виду, когда приказывал!»

Испугалась жена и позвала своего отца для совета. Тот выслушал и содрогнулся. Понял, что над его зятем сгущается беда, и несчастье стучится в двери дома его. Он умолк и погрузился в раздумья. Внезапно он встал. Его спросили: «Куда ты пойдешь?»

«Есть у меня друг еврей, мудрый, понимающий и очень проницательный. Он подскажет, что делать», — ответил тесть.

Советник и его жена удивились.

Тесть пошел к своему другу и рассказал ему о беде, приключившейся с его зятем. Тот выслушал и сказал: «Решение просто, и спасение гарантировано».

«И что же это?» — насторожился тесть.

«Все очень просто, — сказал мудрец, — пустите слух, будто королевский советник предстал перед новым королем, и тот запугал его, так что у него от страха дар речи отнялся, и он стал немым. Приглашайте врачей одного за другим и меня пригласите сделать для него амулет, но ничто не поможет. Королю придется оставить его, и жизнь его будет спасена».

«Твой совет великолепен, — сказал тесть, — но чего стоит жизнь, если он должен вечно оставаться немым?»

Мудрец улыбнулся и сказал: «Ты ведь понимаешь, что король не останется без советника. Он назначит себе нового, а прежнего забудет. Тогда вы сможете сказать, что он исцелился и вернулся к обычному состоянию».

Подивился тесть мудреному совету и поспешил известить своего зятя. Они порадовались надежде, которая открылась им, и пустили слух, что советник короля онемел из-за сильного страха. Все знакомые пришли утешать его, а он давал им намеки жестами и глазами, плача и изображая большое горе. Привели врачей, знахарей и кудесников, но те устали его лечить. Король тоже пришел его навестить, увидел его страдание и поплакал вместе с ним. Спустя три дня, он назначил нового советника на место прежнего. Когда тот предстал перед ним, король снова навел на него ужасный страх и отдал приказание в сжатой форме. Советник испугался и вышел от короля, ничего не поняв. На следующий день король позвал его узнать, исполнено ли повеление.

«Нет, — сказал тот, — поскольку я не знаю, в чем оно состоит. Не понял я приказа короля».

«Разве это настоящий советник? — разозлился король, — да ты просто потешаешься надо мной! Уведите его и повесьте!»

Услышал об этом «онемевший» советник и понял, что задумка еврея спасла ему жизнь.

На следующий день король назначил другого советника. Тот предстал в страхе и трепете, а король вновь отдал краткое распоряжение. Новый советник знал, что сталось с прежними двумя, а потому поклонился и вымолвил: «Господин мой король, страх пред тобой ужасает меня, и я не понял твои слова, как следует. Прошу, прояви милосердие ко мне и повтори все спокойно и подробно. И позволь мне самому повторить дословно твой приказ, чтобы знать, что я все верно понял, и выполнить».

Разозлился король, и воспылал гнев его: «Я что по-твоему воспитатель в детском саду?! Коли ты безумец и невежда, как осмелился стать советником у короля? Посадить его в тюремную яму, а имущество конфисковать!»

Услышал об этом «немой» советник и послал щедрые подарки еврейскому мудрецу, спасшему его от смерти и от тюремного заключения.

На следующий день короля известили, что король Испании послал к нему представителя, обсудить государственные секреты. Посол этот был евреем. Австрийский король принял его с почестями и выслушал, пригласив после этого на трапезу.

Посол сказал: «Для меня честь сидеть за королевским столом, но в силу заповеди кошрута есть я могу только фрукты».

За трапезой король рассказал, что ищет подходящего помощника, ибо трое предыдущих его разочаровали. Испанский посол произнес: «Уже и до нашей страны дошли эти вести».

«И что говорят?» — поинтересовался король.

«Все в один голос говорят, что ты сам во всем виноват», — ответил посол.

Король встал со стула, глаза его испускали молнии: «Я виноват?! — вскричал он — с чего это?»

«Да, мой господин, — ответил посол спокойно, — да и твой гнев подтверждает это. Почему ты встал, почему злишься? Выслушай меня, король. Мудрецы говорят, что есть трое королей: лев среди хищных зверей, бык среди скота и орел среди птиц. Почему же Б-г не создал короля для человека — для высшего среди творений?»

Король удивился, задумался и посмотрел на посла: «Действительно, почему?»

Тот ответил: «Потому что каждый человек достоин быть королем, если у него есть способности».

«И что же это за способности?» — спросил король.

«Не увлекаться мирскими наслаждениями, любить своих министров и народ, почительно к ним относиться, дабы не взбунтовались. Но ваше величество следует ошибочным путем, и это приведет лишь к несчастью и беде. Ты пытаешься навести страх на придворных, требуешь от них понимать запутанные указания, выраженные одной краткой фразой. Даже простые приказы из-за страха становятся непонятными. Разве можешь ты изменить природу людей? Почему бы тебе не взять пример с Короля всего мира?»

«И как же ведет Себя Король мира?»

Посол ответил: «В Торе, которую Он дал нам, написано: “И говорил Всесильный слова эти, сказав…” Сначало было жесткое обращение, чтобы вселить в нас страх, а потом повторение с любовью и мягкостью, чтобы поняли и уразумели».

«Скажу еще кое-что, — добавил посол, — мудрость советника, служившего твоему отцу, удостоилась похвал во всех странах. Я слышал об этом и от своего короля, да и своими глазами все видел».

«Верно, — сказал король, — мой отец тоже хвалил его, но произошло несчастье: я запугал его, и у него отнялся дар речи».

«Думаю, — сказал посол, — что и это было частью его мудрости…»

Через короткое время прежний советник был возвращен и вновь стал служить при дворе короля.

Теперь мы поймем начало недельной главы. Двое сыновей Аарона проявили легкомыслие в отношении храма. Они вошли пьяными и без священных одежд и принесли «чуждый огонь». Поэтому Всевышний обратился к Моше жестко, чтобы вызвать страх, и приказал выражать трепет перед святилищем. Затем Он дал заповедь мягко и милосердно, но приказал обратиться к Аарону жестко, чтобы указать ему на строгость службы в храме и преумножить трепет (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

У меня малышка десяти месяцев. Каждый раз, когда отвожу ее в ясли, делаю это с тяжелым чувством...

Вчера, отвечает Ита Минкин

Жена не может защитить свои интересы от мужа. Что можно ей посоветовать в этой ситуации?

13 августа, отвечает Ципора Харитан

Как иудаизм относится к понятию «невезение»?

12 августа, отвечает Лея Солганик