«И вышел огонь от Б-га» (10:2). Есть суд и есть Судья. Эта истина должна быть высечена на сердце каждого, у кого есть разум. Каждое совершенное нами действие, каждое произнесенное слово учитывается, и ничто не исчезает и не забывается.
Как-то раз ко мне пришла одна женщина, — рассказывает рав Зильберштейн, — и едва начав говорить, сразу же разрыдалась, так что и не успокоишь. Она все никак не могла вымолвить ни слова. Лишь спустя несколько минут, она начала рассказывать, что в том месте, где она работает, есть еще пять женщин. Это ее коллеги по работе, и они обидели ее до глубины души.
«Даже если просижу здесь целый час, не смогу описать вам все их издевательства надо мной», — произнесла женщина. Она рассказала, что коллеги возводили на нее напрасные обвинения в том, чего никогда не было, ужасно ей досаждали, позорили ее публично и т. д. Их жуткое поведение продолжалось в течение долгого периода, и все это время жизнь ее была горче смерти. Ни днем, ни ночью не было покоя.
«А я, — продолжала она свой рассказ, — никак на них не реагировала! Оскорбляли меня, а я молчала, смеялись надо мной, но я не говорила ни слова; позорили меня на людях, а я словно воды в рот набрала. Решила, уж лучше быть среди обижаемых, которые не обижают других взамен».
Что же произошло в итоге?
Всевышний взыскал все долги. «На всех пятерых коллег, оскорблявших меня, — сказала женщина со слезами, — напала страшная болезнь. Ни одна из них не избежала этого».
Далее женщина рассказала, что, когда об этом стало известно, эти заболевшие отправляли к ней посланников попросить, чтобы она простила их за все. «Но что тут скажешь? Даже если я произнесу слово “прощаю”, это не будет чистосердечным прощением после всего, что я пережила и вытерпела от них».
Вот что бывает, когда человек совершает поступки, не отдавая себе отчета. Иногда ему кажется, что он свободен и предоставлен самому себе, и что никто не воздаст ему за содеянное. Но, как уже было сказано, Всевышний ничего не забывает.
Хуже всего то, что иногда человек доводит себя до состояния, когда уже ничего не исправишь. Даже если он хочет раскаяться, попросить прощения за содеянное и даже заплатить большие деньги, чтобы примириться с тем, кого обидел, пострадавший просто не способен его простить. Не может и все! Бывает, что обидчик не собирался никого обижать, а просто сказал, что сказал, — словно в шутку. Его-то шутка рассмешила, а вот ближнего — отнюдь. Поэтому есть лишь один выход — никого не обижать, даже в шутку! Такой смех может превратиться в нечто весьма серьезное, и тогда уже и обидчику будет не до смеха.
Всем нам известны такие случаи, все мы это осознаем. И тем не менее случается встретить людей, которые обижают ближних — в шутку или всерьез. Им следует знать, что за все это они будут отвечать. Будем же мудрыми прежде, чем совершать поступки! (Бархи Нафши)
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»