«Ибо Я Б-г, выведший вас из страны Египта» (11:45). Мы не всегда бываем правы. Я понимаю, что это неожиданное заявление, но, как говорится, положа руку на сердце, — разве вы всегда правы? Я, во всяком случае, такого о себе сказать не могу. А ведь в целом повторяется то же, что и в частности. Откуда же тогда такое предположение, что все мы, как единая община, всегда правы, и что все справедливое, что есть в мире, обязательно с нами, а все беззаконие и несправедливость, вся злоба и зависть — у тех, кто по другую сторону?
Так смешно бывает слышать спорящих политиков. Правые и левые, коалиция и оппозиция. Да еще с каким рвением они воюют друг с другом, какими острыми выражениями пользуются! Причем всегда в черно-белых цветах, и каждый раз сам выступающий — белый и чистый, как снег. Никогда у них не бывает серого или каких-то промежуточных цветов. Всегда «моя программа» принесет решение проблем, оздоровит, восстановит, гарантирует и реализует. А противоположная программа — это бедствие и катастрофа, крах и слезы на все поколения. Но едва лишь сменятся должности, и все, что мы видели оттуда, уже не видим отсюда — точка зрения меняется, и находится сто причин оправдать все, что осуждали.
И все, что верно в отношении правых и левых, верно и между религиозными и светскими людьми. Мы слезы горькие проливаем о них, в своих речах и статьях «изливаем на них огонь и серу», осуждаем и клеймим их бесчувственность ко всему святому, их стремление захватить страну, любой ценой поселить в ней гоев, дать им гражданство, отменить шаббат, заполнить всю страну свиным мясом, падалью и прочей гадостью, урезать окончательно финансовую поддержку религиозным учреждениям и осыпать деньгами светскую культуру — спорт, спектакли и танцы. Мы кричим до хрипоты в горле, но мы неправы.
Точнее говоря, описывая ситуацию, мы правы в каждом нашем слове. Ведь таковы факты. Но неправы мы в том, что обвиняем противоположную сторону в преступлении и злом умысле. Жаль тратить слова и энергию. Они вообще не понимают, из-за чего наш гнев, и удивляются, чего мы хотим от них.
И они правы.
Почему? Об этом прямым текстом говорит Раши в нашей недельной главе, в разделе о запрете есть гадов и насекомых, которые оскверняют и закупоривают сердце человека в этом и в будущем мире. В конце раздела сказано: «Ибо Я Б-г, выведший вас из страны Египта, чтобы быть для вас Всесильным. И будьте святы, ибо Я свят». Раши цитирует из книги «Тана девей раби Ишмаэль»: «Если б вывел Я сынов Израиля из Египта, только чтоб они не осквернялись насекомыми, уже и этого было б достаточно. В этом их достоинство». Наши мудрецы спрашивали: неужели лишь поэтому нужно было выводить их из Египта? Если так, могли бы там и оставаться и оградить себя от запрещенных видов пищи.
Но вот ответ, который они дают: кто находится в Египте, в гуще египетских мерзостей, за пятидесятыми вратами нечистоты, тем по правде уж и не важно, будут ли они оскверняться поеданием гадов и насекомых или нет. Трубочисту никто не сделает замечания из-за лишнего пятна на одежде. Только когда выходят из Египта и отрываются от его влияния, появляется различие между чистым и нечистым.
И почему? Потому что они словно в плену (и слава Б-гу) в жизни по Торе и заповедям, в иудаизме во всей его чистоте. Они вообще не знают, в какой атмосфере живут те, кто по другую сторону. Какие они читают газеты, какой литературой, зрелищами и песнями они себя кормят и вообще в каком мире находятся. В их мире нет ничего ценного и великого, только гедонизм и свободная вседозволенность. Что можем мы иметь с ними общего? Есть лишь один способ убедить их: вывести из Египта! Делать больше уроков по Торе, открывать религиозные школы и увеличивать набор учеников в них, устраивать новые семинары. Вот единственный путь, и другого нет. (Майян а-Шавуа).
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ