«Тогда воспел Моше и сыны Израиля» (15:1). В книге «Шемен Тов» мы находим красивый рассказ. Святой гаон, раби Шмельке из Никольсбурга имел обыкновение учиться до полного изнеможения. Потом он против своей воли падал на короткое время, а когда приходил в себя, возвращался к учебе. И так продолжалось снова и снова. Его родные и ученики тревожились о его здоровье и позвали его друга и товарища, праведника, автора книги «Ноам Элимелех» из Лиженска. Когда тот пришел, раби Шмелке очень обрадовался ему и накрыл стол в его честь.
Гость сказал: «Принято, чтобы хозяин ел вместе с гостем». Хозяин согласился, и они вместе вкусили пищу «со стола Всевышнего». Поделились изученным в Торе, и хозяин предложил гостю кровать. Тот сказал: «Гостю неприятно есть, если хозяин не ест. Так же и спать ему неприятно, когда хозяин не спит».
Хозяин согласился и пообещал, что тоже пойдет в постель. И действительно, в ту ночь он спал много часов, набрался сил и встал свежим и с ясным сознанием. В силу этого он молился с таким воодушевлением, что, дойдя до «Песни моря», был похож на того, кто в данный момент переходит через море и поднимает края одежды, чтоб не намокли.
Мы каждый день произносим «Песнь моря», но как трудно прочувствовать это! В комментарии «Маген Авраам» написано следующее (это же приводится в «Мишна Брура» 51:17): «Песнь моря нужно произносить с радостью, представляя в уме, словно в этот день переходишь через море. Кто произносит ее радостно, тому прощают все грехи».
В будни мы загружены, и сердце наше не с нами, — словно пьяные, но не от вина, а от хлопот и беспокойств — от трудностей с заработком и повседневных проблем. Но святой шаббат — это день покоя и радости, когда приходит дополнительная душа; день, когда мы должны видеть все свои дела словно уже сделанными, без всяких тревог; день, о котором сказано: «Благословение Б-га обогащает, и не прибавится к нему печали» (Мишлей 10:22). Воспользуемся же этим подходящим моментом и произнесем песнь моря с радостью.
А самый подходящий для этого шаббат — это «Шаббат Шира». Прочтем эту песнь с радостью, и нам простят все грехи, мы словно будем сотворены заново. В этот шаббат можно возвыситься и взглянуть на себя так, словно мы выходим из Египта, словно нас только что освободили. Можем пережить преследование со стороны египтян и свою уверенность в Творце и в его служителе Моше, увидеть перед своими глазами разверзшееся море, пройти между стенами воды и посмотреть, как они обрушатся на войско фараона и его всадников. И тогда открыть уста, исполняя «Песнь моря» с большой радостью, удоставиваясь прощения грехов и открытия новой страницы в жизни! (Майян а-Шавуа)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.