Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«И сказал Йосеф: Вот истолковение егго» (40:12). Рассказывает рав Галинский.

Есть известный вопрос. Начальник виночерпиев и начальник пекарей видели сны, соответствующие работе каждого из них. Одному снилось, что он выжимал виноград для чаши фараона, а второму — что он нес корзину с выпечкой на голове. Йосеф выслушал их и начальнику виночерпиев истолковал сон к добру — что через три дня, по числу виноградных лоз, которые он видел, фараон вернет его на службу. А начальнику пекарей он истолковал, что через три дня, по числу увиденных им корзин, фараон велит его повесить. Как же узнал он, что одному нужно истолковать к добру, а другому — к злу?

Вопрос этот, как уже сказано, известен, а ответов на него много, и все они верные. Но мы, следуя привычному для нас пути, ищем такой ответ, который к чему-то обязывает и хоть немного выводит из равнодушия. Такой, чтоб сделать хоть малую трещину в скорлупе безразличия.

И как обычно, начнем с рассказа.

Крестьянин сложил урожай в мешок, взвалил на плечо и пошел продавать его в ближайшее селение, чтобы заработать немного денег. Дул приятный ветерок, и широкая соломенная шляпа давала тень от палящих лучей солнца. Дорога простиралась перед ним, насколько видели глаза, и у него было предостаточно времени поразмышлять. А он, по всей видимости, был парнем думающим.

Он говорил себе: «Как хорошо, что у меня есть ноги, чтобы ими идти в селение. Как хорошо, что есть у меня плечо, чтобы взвалить на него тяжелый мешок. Как хорошо, что есть у меня руки, чтобы держать за узел мешка и не дать ему упасть с плеча. Как хорошо, что у меня есть спина, чтобы поддерживать тяжелый мешок. Но вот голова — она-то зачем?»

Все думал и думал. И как хорошо, что путь был далекий. Он мог посвятить много времени своим мыслям.

Крутил он этот вопрос, вертел, трудился над ним и нашел: «Конечно, что за вопрос! Голова — чтобы одевать на нее широкую шляпу, которая защитит от обжигающих лучей солнца».

С таким выводом, к которому он пришел, для головы и в самом деле не было никакого другого применения. Но мы-то знаем, для чего предназначена голова.

«Песнь ступеней. Счастлив каждый, кто трепещет перед Б-гом, кто следует Его путям. Когда сделанное своими руками будешь есть, счастлив ты и хорошо тебе» (Теилим 128:1—2). Наши учителя толковали: «Сделанное руками, а не сделанное умом». Рав Исраэль из Саланта объяснил это так (Ор Исраэль, письмо 15), что человек должен приучить себя заниматься ремеслом и торговлей, а голова его пусть при этом будет погружена в Учение.

Был такой случай.

Юноша, выдающийся в изучении Торы, усердный и постоянный в учебе, завел семью. Его тесть обещал ему хорошее приданное и пропитание на пять лет. Ученик использовал «годы сытости», чтобы «усердствовать у дверей Торы» — расширил и укрепил свои познания. Между тем, семья его увеличилась, а годы, когда его обеспечивали, закончились. Он взял деньги из приданного и стал искать для себя чистое и легкое ремесло, которое позволит ему трудиться над Торой по мере возможности. Искал он и нашел: нужно купить лошадь и телегу и стать извозчиком. Возить людей и перевозить грузы. Но он не совершил этот шаг, пока не поехал к своему учителю получить его разрешение и благословение.

Учитель выслушал, согласился и благословил.

Он купил лошадь и телегу, освоил новую профессию и преуспел в ней. Ездил и перевозил, а длинные дороги использовал, чтобы заучивать псалмы из Теилим, главы из Мишны и листы Талмуда. Через некоторое время он снова приехал к учителю. Тот, увидев его, сразу постановил: «Продай лошадь и телегу и ищи другую работу».

Парень удивился: «Ведь я был у вас, советовался и получил ваше согласие!»

Учитель ответил: «Верно, так и было. Но в тот момент я не оценил, что если купишь лошадь и телегу, то превратишь свой мозг в конюшню».

А сколько есть учащихся, голова которых занята поиском Гмаха (фонд помощи нуждающимся) или консультанта по вкладам, каталогом мебели или дорожными картами.

Мы задали вопрос, вот и ответ на него.

Начальник виночерпиев работал руками — выжимал виноград и давал чашу в руки фараона. А начальник пекарей пользовался головой как полкой — носил на ней по три плетеных корзины.

Но разве для этого преназначена голова? (Ве-игадта)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ