«Не бойся их» (7:18). Упорство — качество, о котором любят говорить современные политики. Не бояться, идти до конца, быть готовым на самопожертвование... Все эти принципы общеизвестны и популярны.
Однако всегда ли упорство является важным качеством? Надо ли во всех ситуациях «упираться рогом», не обращая внимания на меняющуюся действительность?
Главным критерием, согласно которому можно классифицировать упорство как полезное или вредное, является его цель. Ведь от упорства до глупого упрямства — один шаг. С одной стороны, в нашей недельной главе сказано: «Если же скажешь ты себе в сердце «Этих народов больше, чем меня, как я их унаследую», не бойся их». С другой, когда евреи изготовили тельца, Всевышний назвал их «народом жестоковыйным», и лишь мольба Моше отменила тяжкий приговор. Поэтому в Торе сказано: «...И не ужесточайте более шеи вашей».
Главным критерием упорства является, как было сказано выше, его цель. Если человек проявляет упорство при исполнении заповеди, это прекрасно. Наши праотцы были готовы идти на смерть ради исполнения заповедей, запрещенных римскими захватчиками и другими врагами (обрезание, изучение Торы, соблюдение шаббата и кашрута).
Когда нацисты захватили венгерский город Сату-Маре (Сатмар), они объявили о создании еврейского гетто и потребовали, чтобы местные евреи в течение дня собрали свои пожитки и переселились туда. Рабби Иехиэль-Цви, да отомстит Б-г за гибель праведника, встретил на улице заплаканного человека: «Мой отец скончался, но я не могу его похоронить. Все заняты приготовлениями к переезду в гетто». Без лишних слов раввин пошел в комендатуру.
Перед немецким офицером лежал револьвер. Нацист презрительно смотрел на «жида»: «Что тебе надо?» Раввин изложил свою просьбу: «У еврея умер отец, выдайте разрешение на его похороны». Нацист удивился: «Что-о? Пока все готовятся к переезду в гетто, ты хочешь заниматься такими глупостями? Убирайся, пока я не застрелил тебя, как собаку».
Р. Иехиэля-Цви осенило: «Господин офицер, представьте, что вы идете по улице и видите труп собаки. Неужели вы пройдете мимо, не сообщив об этом местным властям?» Офицер махнул рукой: «Ладно, убедил. Вот тебе необходимое разрешение».
Именно упорство раввина, который хотел выполнить заповедь о предании тела земле, позволило осуществить эту цель.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ