«Братья расплавили наши сердца» (1:28). Когда разведчики, которых Моше послал в Ханаан, вернулись, они начали рассказывать об увиденном — страшные великаны, укрепленные города. Евреи были в панике, несмотря на то, что Всевышний пообещал им полную и безоговорочную победу. Как можно было сомневаться в силах Творца, который утопил египетскую конницу в море, а до того наказал фараона и его царство десятью казнями?
Раввин Галинский рассказал следующую историю. В годы войны он вместе с группой других евреев попал в один из сибирских лагерей. Поначалу ему светило 25 лет — начальник лагеря, принимая очередную партию заключенных, указал на ворота: «Видите? Вход — для всех, выхода нет». Но через два года р. Галинский и его «подельники» были освобождены.
Приятель раввина был уверен: освобождение — результат проявленного уважения к святым книгам. О чем шла речь? Приятель р. Галинского получил относительно чистую лагерную должность парикмахера. Каждый день у него стриглось и брилось лагерное начальство. Но вот незадача — бумаги для того, чтобы почистить очередное лезвие, не хватало.
Как-то раз зэка-парикмахера вызвали на склад и выдали ему пачку пожелтевших страниц: «Это для протирки». Мужчина побледнел — на бумаге были набраны тексты еврейских священных книг. Вечером он рассказал о произошедшем раввину Галинскому.
Тот ответил: «Прежде всего успокойся. Помнишь историю о пророке Элише, которого хотел арестовать царь Арама? Он послал за ним в город Дотан целое войско. Утром юный слуга Элиши в ужасе указал учителю на полчища, осаждающие город. Но пророк и бровью не повел. Он всего лишь попросил подростка присмотреться — о чудо! напротив полчищ Арама стояли войска ангелов Б-га. Они ослепили солдат, и пророк смог спокойно покинуть осажденный Дотан».
«Теперь я задам тебе вопрос, - продолжил раввин. - Всевышний мог спасти Элишу менее драматическим образом. Зачем надо было посылать ангелов? А затем, чтобы успокоить разволновавшегося слугу. Страх парализует человека и лишает его возможности принимать рациональные решения».
План, который разработали парикмахер и раввин, выглядел следующим образом. Они обратились к знакомому хлеборезу: «Когда ты выдаешь нам паек, крошки падают на пол, а ведь это тоже еда!» Тот удивился: «И что мне делать?» Р. Галинский предложил: «Лагерное начальство каждый день читает газеты, а затем их выбрасывает. Попроси, пусть отдадут их тебе. В газеты ты будешь заворачивать хлеб, чтобы крошки не падали».
Многоходовка сработала. Узники стали получать паек, обернутый газетой, р. Галинский кропотливо собирал газетные листы и отдавал их парикмахеру, а тот уже вытирал ими бритву. Священные книги остались нетронутыми.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.