«И вышел сын женщины-израильтянки, а он сын египтянина (…) И произнес сын женщины-исраэлит ИМЯ, и хулил, и привели его к Моше.И произнес сын женщины-исраэлит Имя Всевышнего, и хулил, и привели его к Моше» (24:10-11). Раввин Галинский рассказывал: Когда нас освободили из советского лагеря, шла Вторая мировая. Я решил идти на юг — климатические условия там легче, дальше от линии фронта (а тогда никто точно не знал, где именно находятся фашистские войска).
Так я попал в Ташкент. Там обнаружилось немалое количество беженцев, включая евреев. Даже религиозные родители были вынуждены отдать детей в советские школы. В противном случае их могли лишить продуктовых талонов.
Учителя делали все возможное для искоренения веры из сердец малышей. Во время очередного занятия преподаватель потребовал, чтобы дети попросили у Б-га конфет. Разумеется, ничего не произошло. «Видите, — торжествовал педагог, — нет никакого Б-га. А теперь покажите Ему фигу».
В классе воцарилось молчание. Невысокий мальчик поднял руку и обратился к учителю: «Если Б-га нет, зачем показывать фигу тому, которого нет? А если Б-г есть, как же мы осмелимся показать Ему фигу?»
После этого случая нам удалось открыть подпольные хедер и ешиву, где училось немало детей беженцев. Однако то, что понял малыш, не понимал человек, который хулил Творца. Раши объясняет, что есть люди, которые верят в Б-га, но хотят восстать против Него. Таким был, например, царь Иегояким. В Талмуде (Сангедрин 103б) цитируются его слова: «Предки не знали, как разозлить Б-га, а я знаю».
В этом и заключается главная ошибка. Человек — ничто перед Всевышним, песчинка, капля в море. Надо помнить об этом, не переполняясь ощущением собственной значимости. Надо помнить урок, преподанный ташкентским малышом.
Заслуга отца
«И вышел сын женщины-израильтянки…» (24:10). Тора недаром использует глагол «выходить».
Про Моше сказано, что он вышел к своим братьям-евреям и увидел, как они страдают. Моше вырос в доме фараона. Он был приемным сыном, который жил в абсолютном комфорте и достатке. Он вышел из дворца и увидел настоящий мир, полный бедностью и страданием рабов. Моше убил египтянина, который издевался над евреев, бежал, а потом вернулся в качестве лидера всего народа.
Сын женщины-израильтянки, который хулил Творца, тоже вышел. Он вышел из Египта, видел все чудеса, которые сотворил Всевышний, слышал Его голос на горе Синай. И — что? А ничего. Этот человек вышел из стана евреев, вышел из мира благословений в мир проклятий.
Моше жил в доме фараона и не нуждался ни в чем. Б-гохульник был выращен еврейской матерью и тоже ни в чем не нуждался. Но какие разные судьбы!
Комментатор рабби Авраам Азулай задается вопросом: что заставляет человека идти наперекор семейному укладу? По его мнению, решающим является личность отца. Отцом Моше был Амрам, внук Леви, сына праотца Яакова. Неудивительно, что Моше внутренне тянулся к своим единоверцам, к своим корням.
В нашем поколении есть немало ассимилированных евреев, которые забыли или даже не знали о традициях предков. Наша цель — восстановить связь поколений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ