«Освятитесь и будьте святы» (Шмини 11:44) — рассказывает Талмуд, что греческий царь Талмай потребовал от семи еврейских мудрецов перевести Тору. Он запер их в семи разных комнатах, а затем сравнил переводы.
Всевышний сделал так, что мудрецы внесли одни и те же изменения в текст. Например, запрет употреблять мясо крольчихи они перевели как запрет есть мясо «коротколапого животного». Дело в том, что Крольчихой звали жену Талмая (сравните с популярными еврейскими именами — Ципора (птица), Айелет (олениха). Мудрецы не хотели, чтобы Талмай разгневался на еврейский народ.
Давайте зададимся вопросом: греческий царь не был невеждой. Он знал, что Тора была дана за тысячу лет до его эпохи. С чего бы вдруг ему помешала крольчиха в древнем тексте?
Ответ очень просто. Не надо гнаться за логикой в действиях людей. Человек является импульсивным созданием, которое способно обидеться на абсолютный пустяк.
В Талмуде (трактат «Санхедрин») приводится следующая история. Турнус Руфус спросил рабби Акиву, чем отличается суббота от других дней. «А чем ты отличаешься от других людей?» — спросил раввин вельможу.
«Его Превосходительство римский владыка выбрал меня на должность верховного комиссара Палестины», — гордо ответил Турнус Руфус.
Рабби Акива улыбнулся: «Именно этим суббота отличается от других дней. Творец выбрал ее».
Вельможа не унимался. «А кто сказал, что Б-г выбрал субботу?» — «Знай, — ответил р. Акива, — что в субботу нельзя вызвать душу путем спиритического сеанса, потому что в субботу у сил нечистоты нет потенциала. Кроме того, из могил грешников, включая могилу твоего отца не идет дым, поскольку в шаббат огонь в аду не разжигают».
Турнус Руфус разозлился: «Ты оскорбил моего отца!»
Спрашивается, почему вельможа разозлился? Он задавал раввину провокационные вопросы и получил достойный ответ. Причина его гнева упомянута выше — в поведении людей нет логики.
Поэтому так важно хорошо вести себя, освящая Имя Всевышнего. Ведь когда нерелигиозный человек сделает что-нибудь нехорошее, никто не удивится. Однако когда верующий человек совершит тот же проступок, возмущению не будет предела: «Эти религиозные! Эти ханжи! Эти обманщики!..»
Хафец-Хаим как-то привел притчу: «В больших городах начали строить многоэтажные дома. Чтобы попасть на последний этаж, не надо идти по лестнице. Достаточно сесть в лифт, и вы окажетесь на верху в течение минуты. Так и с духовным состоянием — освятитесь, вызовите лифт, и Б-г вознесет вас на самую вершину».
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ