Как известно, огонь на жертвенник спускался с небес. Зачем же нужны были дрова? Автор книги «Сефер а-хинух» отвечает: для того, чтобы скрыть чудо.
Похожее событие произошло после выхода из Египта. Войско фараона погналось за евреями. Египтяне были уверены, что еще час-другой, и бывшие рабы станут рабами в очередной раз. Солдаты стреляют из лука, но облако, которое сопровождает колонну евреев, отражает атаки.
Внезапно сильный ветер заставляет фараона и его войско пригнуться. Египтяне продолжают преследовать бывших рабов. Перед ними — Красное море, которое расступилось на 12 проходов, по каждому на колено Израилево.
Войско фараона увидело, что происходит чудо. Однако сам фараон был непреклонен и приказал двигаться дальше. Конница нашла погибель в водах сомкнувшегося моря.
Странно, не правда ли? Фараон не был глупцом, однако пренебрег чудом, которое происходило у него на глазах. Дело в том, что именно так устроен человек: он привык не обращать внимание на чудеса.
Вернемся к храмовому жертвеннику. Предположим, что каждая семья приносила жертву всего лишь раз в месяц. Это означает, что ежедневно на жертвеннике запекалось 20 тысяч туш, при том, что дрова под ним поставлялись всего два раза в день. Двадцать тысяч туш — и несколько бревен…
Всем было понятно, что огонь поддерживается под жертвенником чудесным образом, исключительно волей Всевышнего. Однако Творец хотел сделать это чудо неявным. Поэтому Он потребовал, чтобы жертвенник растапливался обычными дровами.
Давайте перенесемся в нашу эпоху. Представим себе человека, который выпал из лодки в море, кишащее акулами. Сколько минут он продержится на плаву? Через сколько мгновений его будет ожидать мучительная смерть от зубов хищника? Если б нам рассказали, что такой человек продержался в воде неделю, мы бы в восхищении сказали: «Какое чудо!»
А теперь посмотрите на Израиль, который окружен странами, желающими его гибели. За счет чего эта страна более 60 лет держится на плаву в не самом подходящем для жизни и сельского хозяйства климате, от войны к войне, от кризиса к кризису?
Давайте же поблагодарим Творца за повседневные чудеса.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ