«Когда кто из вас захочет принести жертву Г-споду» (Ваикра 1:2). Когда Творец дал евреям заповедь о жертвоприношениях, народы мира обратились к колдуну Биламу: «Почему Б-г не дал эту заповедь нам?!» Колдун ответил: «Глупцы, Б-г дал эту заповедь народу, который принял Тору».
Казалось бы, ответ Билама, процитированный в мидраше, звучит странно. У неевреев есть семь заповедей потомков Ноаха. Почему Всевышний не мог расширить этот список, дав им заповедь приносить жертвоприношения?
Чтобы понять это, давайте разберем следующий пример. У человека имеется драгоценный кубок, который он получил по наследству. Этот кубок дорог ему как память, да и как произведение искусства.
Однажды жена по неосторожности разбивает драгоценный предмет. Что бы вы посоветовали сделать в таком случае, чтобы избежать конфликта в семье? Например, женщина может приготовить блюдо, которое муж любит, а во время еды ненавязчиво рассказать о произошедшем. Сытый и довольный супруг ее простит.
А теперь представим, что жена отдала бокал на хранение совершенно чужому человеку, и тот его разбил. В этом случае чужаку не поможет даже приглашение хозяина кубка в самый дорогой ресторан. За разбитую вещь придется уплатить полную ее стоимость.
Именно это и имеет в виду процитированный выше мидраш. Получение Торы — это заключение союза со Всевышним. Какими бы тяжелыми не были проступки народа Израиля, Творец по-прежнему дает евреям возможность умиротворить Себя благодаря жертвоприношениям. Однако другие народы, которые не приняли на себя обязанности Торы, лишены этой возможности. Им придется платить полную стоимость.
Пытливый читатель спросит — ну, хорошо, а почему же евреи так страдали на протяжении всей своей истории? Где же тут любовь отца к сыновьям?
Вот притча, которая приведена в книге «Аругат а-босем». У человека в шкафу висели два костюма, один будничный, а другой — праздничный, который был предназначен для субботы и торжественных дат. Об обычном костюме владелец не особенно заботился, а вот роскошный костюм постоянно стирал, сдувал с него пылинки, относил в химчистку. Как-то раз будничный костюм сказал соседу: «Смотри, как хозяин хорошо относится ко мне и плохо — к тебе! Меня он надевает, снимает и вешает в шкаф, а тебя подвергает сущим пыткам и избиениям».
Второй костюм ответил: «Ты неправ. Хозяин любит и ценит меня, а потому очищает от пыли и грязи. А вот тебя он не трогает, потому что ему совершенно не важно, как ты выглядишь».
Смысл этой притчи понятен. Поэтому в книге пророка Амоса сказано: «Только вас признал Я изо всех семейств земли, поэтому и взыщу Я с вас за все грехи ваши».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.